В родительских чатах «началки» и в разговорах на школьном дворе всё чаще мелькает «взрослое» слово «репетитор». Уже и здесь без него никак? Давайте порассуждаем вместе, без паники, но с пониманием всей серьёзности момента, что именно нужно младшекласснику.
Чему учат в школе
Ребёнок пошёл в школу. Родительское сердце невольно сжимается от противоречивых чувств. Как бы не навредить младшекласснику, не перегрузить, не украсть у ребёнка детство. Но бьётся и тревога, что возможно упустить что-то важное, недоглядеть. Ведь пока что ребёнок открыт всему новому!
Пока что? Вот мы и добрались до сути.
Первые школьные годы — это не просто период изучения букв и цифр. Это фундаментальное время, когда закладывается само отношение ребёнка к учёбе, к своим способностям, к преодолению трудностей, активно формируется общеучебная деятельность. Сейчас закладывается самое главное — желание учиться.
Первые, даже самые маленькие пробелы в знаниях, подобно тонким трещинам в основании здания, имеют коварное свойство незаметно расширяться. Если сегодня не усвоен состав числа, завтра станет непонятен алгоритм вычисления. Послезавтра целый раздел «Текстовые задачи» окажется непреодолимым частоколом из слов и цифр. В основной школе это может обернуться настоящей стеной отчуждения и неприятия целого предмета, будь то алгебра или геометрия.
Успех в основной школе напрямую зависит от той самой надёжной опоры, которую мы помогаем создать в начальных классах.
Чем помочь ребёнку?
Вопрос не столько в репетиторе как таковом, а в нашем, родительском, внимательном и чутком взгляде.
Крайне важно не пропустить те самые сигналы, которые подаёт нам ребёнок. Это может быть затянувшееся выполнение домашних заданий со слезами. Молчаливое упрямство и нежелание садиться за уроки. Простая фраза «Я тупой» или «У меня никогда не получится».
Это не капризы — это крик о помощи, который нельзя игнорировать. И вот тут перед каждым родителем встаёт сложный и очень личный выбор: стать для своего школьника тем самым проводником в мире знаний самостоятельно или найти ему мудрого помощника со стороны. Это решение, которое каждый принимает в тишине своей совести, взвешивая финансовые возможности и ресурсы, время, свои педагогические таланты и характер ребёнка.
Стоит помнить, принимая это решение, каждый из нас берёт на себя полную ответственность за этот выбор, отказываясь от удобной позиции стороннего наблюдателя.
Но какой бы путь мы ни избрали — самостоятельные занятия или помощь репетитора, — суть не в формате, а в содержании.
Кто ответит на вызов?
Поверьте моему учительскому опыту: самый дорогой специалист не поможет, если его работа не будет окутана нашей родительской верой и поддержкой. Ребёнку нужно не просто объяснить тему. Важно дать понять, что он не один, что трудности — это нормально. Что вместе мы со всем справимся, преодолеем любые преграды. Репетитор — это не про оценки. Это про веру в себя!
Задача взрослых — не подменить усилия младшего школьника своими, а стать тем самым надёжным тылом, который вселяет уверенность.
Начальная школа — не самый простой период в жизни ребёнка. Мы должны сопроводить его, помочь разобрать баррикады из непонятных правил и запутанных условий задач. За знаниями ученик должен видеть не врага в лице учёбы, а интересный вызов. Именно тогда, одержав эту маленькую, но такую важную для него победу, он поверит. Не репетитору и не родителям. Он поверит в себя, в свои собственные силы.
Размышляя, нужен ли репетитор в начальной школе, помните, что главное — не специалист. Главное — чтобы искра познания в глазах ребёнка не погасла, а разгорелась новым, еще более ярким пламенем познавательного интереса. А для этого нужна ваша безграничная и всеобъемлющая родительская любовь, превращённая в действие: вовремя заметить, поддержать и помочь найти выход.