Перед началом учебного года родители часто переживают: найдёт ли ребёнок друзей, справится ли с трудностями, будет ли получать радость от занятий? Как помочь первокласснику общаться? Рассказывает Ирина Владиславовна Леонова, старший преподаватель ИПКР МГПУ.
Успех в школе — это не только оценки. Важную роль играют универсальные навыки, которые помогают ребёнку уверенно общаться, понимать себя и других, выстраивать отношения в коллективе. В основе таких навыков лежит эмоциональный интеллект. Кадровики называют навыки, лежащие в основе общения, «soft skills» и обязательно оценивают при приёме на работу.
В жизни ребёнка есть то, что помогает развивать навыки общения и то, что мешает этому. К некоторым личностным особенностям у человека есть предрасположенность, но остальное зависит от среды. Сейчас дети растут в огромном потоке информации: насыщенная школьная программа, быстро меняющиеся картинки, бесконечные уведомления, постоянные отвлекающие стимулы. Психике приходится подстраиваться под эти условия. Возможные результаты — зависимость от гаджетов, узость интересов, снижение эмпатии, пассивность, а порой агрессия, равнодушие, потребительское отношение к окружающему. Всё это мешает полноценному освоению навыков общения, а значит, детям нужна помощь взрослых — родителей и педагогов.
Какие навыки общения нужны первокласснику
В школе от ребёнка требуется несколько коммуникативных навыков. Все они, хотя и в несколько другой формулировке, есть в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования — ФГОС НОО:
- Понимание контекста ситуации — словесных и невербальных сигналов.
- Умение корректно выражать желания и отказы — вежливо просить или говорить «нет».
- Обмен информацией — умение задавать вопросы и делиться знаниями.
- Социальное взаимодействие: участие в совместной деятельности, ощущение себя частью коллектива, проявление эмпатии.
Школа пытается научить ребёнка этим навыкам, но с поддержкой родителей ему будет гораздо легче их освоить.
Как помочь ребёнку освоить коммуникацию
Легче всего дети осваивают навыки, которые уже есть в семье. Даже если сами вы не гений общения, помочь ребёнку научиться коммуникации вполне реально: помогая ребёнку, вы усилите и собственные навыки.
Обсуждайте вечером самые яркие моменты дня
Идеально фиксировать их в дневнике: записывать или рисовать схематичные «комиксы» в блокноте и делать подписи. Это поможет ребёнку восстановить в памяти ход событий, вспомнить свои чувства, увидеть ситуацию с разных сторон. Особенно это важно для сложных и конфликтных ситуаций, в которых мы все иногда оказываемся.
В блокноте или дневнике можно отмечать и успехи ребёнка – ситуации, в которых он помог, нашел, поддержал кого-то.
Беседы и/или дневник помогут ребёнку осознанно относиться к себе, закрепят его успешный опыт, разовьют навыки анализа и помогут делать выводы. А обсуждение поможет развивать речевые навыки: умение составить связный рассказ, формулировать мысли и строить развернутые предложения.
Учите говорить о себе
Нет, не вопросами. Своим примером. Детям легко даётся подражание родителям, поэтому так важно не стесняться и давать ребёнку увидеть ваши эмоции и вашу реакцию в разных ситуациях. «Мне больно», «Я расстроился», «Мне грустно», «Мне радостно». Проговаривая свои чувства и эмоции, вы поможете ребёнку получить эмоциональный опыт. Он будет увереннее себя чувствовать, рассказывать о своих эмоциях и видеть варианты, как выйти из ситуации, точнее распознавать эмоции других людей и подыскивать нужные слова в разных ситуациях. С такими навыками ребёнку будет легче выстраивать отношения с другими детьми — и дружить, и просто делать что-то вместе, даже в случайно подобранной группе.
Хвалите и благодарите
Добрые слова окрыляют, показывают ребёнку его значимость, помогают удерживать эмоциональный баланс, а это — серьёзный стимул для естественного запуска механизма саморазвития. Вдвойне это важно детям, которые чем-то отличаются от сверстников: благодаря эмоциональной поддержке они начинают чувствовать себя равными.
Навыки коммуникации нужны всегда. Это залог здоровых отношений с одноклассниками, умение вовремя попросить взрослых о помощи, основа эффективности работы в группе. Начать развивать эти навыки не поздно никогда, но лучше начать делать это ещё в детстве. Тем более, это реальный способ облегчить ребёнку адаптацию в школе.