«А ваш малыш уже ходит на горшок?» Так происходит негласное соревнование молодых мамочек по новым достижениям своего ребёнка. Действительно: когда же, когда? Классическая педиатрия рассматривает два пути приучения к горшку: первый — условнорефлекторный, второй — сознательный. Рассказывает Елена Геннадьевна Гравицкая, кандидат биологических наук, доцент ИПКР МГПУ.
Когда во главе рефлексы
Условные рефлексы на слова «пи-пи» и положение тела постепенно формируются в пока еще незрелой коре головного мозга грудного ребёнка, и высаживание на горшок сразу после еды, сна или по времени принесет свои результаты только при определенной функционально зрелости нервной системы.
Начнёте рано — научите к 9–15 месяцам, начнете в полгода – научите в тот же срок.
Раннее приучение не подразумевает самостоятельного сидения грудничка, ведь садиться с поддержкой он начинает только с 6 месяцев.
Советская педиатрия практиковала именно такой метод. Ничего плохого в нем нет, если родители не переусердствуют, не вызовут своими чрезмерным старанием отрицательные эмоции, плач ребёнка, мышечное напряжение и реакцию избегания. Да и сами родители всегда находятся в «боевой готовности».
Со всем пониманием важности задачи
Формирование сознательного навыка похода в туалет возможно при более зрелом состоянии коры больших полушарий. Для этого нужно, чтобы сигналы от мочевого пузыря и кишечника формировали в головном мозге ответные реакции.
Достаточная биологическая зрелость для понимания и дифференцировки сигналов своего тела формируется с 18 месяцев. В этом возрасте ребёнок уже ходит, уверенно сидит, возгласами и жестикуляцией может указать на свои желания.
Формирование самостоятельного сознательного поведения, связанного с походом в туалет, может занять от нескольких месяцев до года. То есть здоровый ребёнок, если ему не мешать, в 2–2,5 года будет исправно ходить на горшок.
Бездействие как сознательный выбор
Среди родителей популярно мнение: не делайте ничего, и ребёнок в 2,5–3 года пойдёт на горшок сам. Что это? Фактически, то же формирование самостоятельного сознательного поведения, просто замедленное.
При таком подходе ребёнок практически постоянно ходит в подгузниках. Обычные «памперсы» с липучками заменяются на подгузники-трусики, которые ребёнок сам может снять, захотев на горшок.
Но подгузники мешают обучению. Дискомфорт от мокрого подгузника для малыша минимален. Поэтому работе безусловнорефлекторной реакции: «наполнился — опорожнился» ничто не мешает. Реакция эта срабатывает на уровне спинного мозга и ствола головного мозга. «Низ» сам решает свои проблемы, и кора больших полушарий даже не в курсе, что там происходит. Поэтому новые нервные связи, формирующие полезный навык, не образуются.
Объяснения и уговоры, и даже угрозы не помогут. Мозг не знает, что происходит, и не понимает, какие к нему претензии. А вот дискомфорт от мокрых штанов — лучшее отрицательное подкрепление. Оно эффективнее, чем все родительские увещевания.
Плюсы и минусы подгузников
У такого приёма, как кажется, есть плюс — родителям ничего не надо делать. Но достоинство это кажущееся. Всё равно придётся знакомить ребёнка с горшком, подгадывать момент, чтобы предложить снять подгузники и сесть. А ещё придётся мыть ребёнка несколько раз в день, и летом, и зимой. Так что не делать совсем ничего не выйдет.
В чём же минусы? Формирование устойчивого навыка походов в туалет отодвинется в среднем на полгода-год. И у такой задержки есть последствия.
- Социальный аспект: не везде детские учреждения лояльны к воспитанникам в подгузниках и без ОВЗ. Часто педагоги требуют, чтобы ребёнок был уже приучен к горшку.
- Экономический аспект. Чем старше ребёнок, тем больше у него выделений и тем больше их объём. Покупка подгузников больно бьёт по родительскому карману.
- Медико-биологический аспект. При несвоевременной смене подгузника (их нужно менять каждые 2–4 часа) развиваются опрелости и ягодичный дерматит. Моча агрессивна из-за содержания мочевины. Под подгузником из-за парникового эффекта быстро размножаются бактерии. Они могут спровоцировать цистит, особенно у маленьких девочек. А вот сперматогенезу, которым так пугают мам мальчиков, ничего не грозит: активная фаза формирования половых клеток начинается лишь перед пубертатом.
- Поведенческий аспект. При долгом ношении подгузников в поведении ребёнка отмечается задержка самоконтроля, и легкие формы энуреза тому результат.
Шесть важных условий
Так как же приучить ребёнка? Каждый родитель выбирает свой путь, или совмещает оба приёма. Главное — соблюсти шесть условий.
- Горшок должен быть знаком ребёнку, не пугать его, не вызывать страхов. Наоборот, он должен обещать положительные ощущения — не быть холодным, быть удобным для посадки, красивым, тактильно приятным.
- Предлагайте ребёнку сесть на горшок, когда видите сигналы, показывающие, что он хочет в туалет: кряхтение, замирание.
- Эмоционально подбадривайте каждое достижение.
- Соблюдайте регулярность физиологических отправлений — после сна, перед едой. У детей легко формируются стереотипы поведения и скоро он сам будет выполнять новые правила.
- Нельзя ругать, высказывать недовольство или подтрунивать над малышом в случае неудачи. Так вид горшка и сам процесс будут ассоциироваться с отрицательными эмоциями, и вы отдалите желаемый результат.
- И главное: зрелость коры больших полушарий связана с общим биологическим развитием ребёнка. При задержке развития все навыки формируются позже.
Авария? Пора к врачу!
Вот малыш уже научился ходить в туалет, но порой остаётся (или появляется) проблема ночного недержания, или формально — «нарушения центрального контроля за ночным мочеиспусканием со стороны ЦНС». Большинство неврологов указывает на нейрофункциональные причины проблемы. Но бывает такое и при патологии мочевого пузыря, а также при нарушении питьевого режима. Например, избыточное питьё на ночь, трудное пробуждение, чрезмерно глубокий сон.
Многие опытные родители знают, что у малышей, уже имеющих устойчивый сухой ночной период, может произойти недержание при начале какого-либо заболевания, например, ОРВИ. В любом случае понаблюдайте за тем, как и когда проявляется ночное недержание, и проконсультируйтесь с педиатром.
И ещё один важный момент. Чтобы дети были здоровы, им нельзя терпеть позывы сходить в туалет. Если организовать условия малышу обычно несложно, то с детьми постарше возникают трудности. Особенно в школе. Что делать, если ребёнок не имеет возможности сходить в туалет в учебном заведении, и чем это грозит? Читайте статью «Что делать, если в школе грязный туалет»!