Начало школьного обучения связано с кризисом развития ребёнка. Он преодолевает свою непроизвольность, учится осознавать собственные переживания, примеряет на себя новую роль ученика, а вместе с ней и первую ответственность за результаты собственного труда — учёбы! Когда мы слышим слово «кризис», мы представляем яркие и бурные его проявления в поведении ребёнка. Однако кризис семи лет не такой. Он связан с глубокими внутренними переживаниями первоклассника, которые не всегда можно заметить. Именно в этот период ему как никогда нужна наша поддержка и внимание. Как помочь, рассказывает Альбина Сергеевна Гильяно, кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ.
«Он не справляется?»
Как увидеть, что ваш ребёнок не справляется с новой жизненной ситуацией? Обратите внимание на следующие признаки.
- Утром ваш ребёнок не может собраться в школу: капризничает, долго одевается, забывает почистить зубы и т.п.
- Возвращаясь из школы, не рассказывает о том, что происходило. На ваши вопросы отвечает неохотно, односложно.
- Ваш ребёнок тянет время и не хочет садиться за уроки.
- При выполнении школьных заданий быстро устает, часто отвлекается, жалуется на плохое самочувствие.
- Не помнит, что надо сложить портфель. Откладывает это действие даже после вашего напоминания.
- В школе возникают трудности с выполнением правил, не слушает учителя, на уроке не проявляет активности.
- Замкнут в общении с одноклассниками, либо проявляет агрессию по отношению к ним.
Все эти проблемы показывают, что адаптация пошла не по плану. Их можно разделить на 4 группы:
- самоорганизация (пункты 1, 3, 5, 6),
- овладение учебными компетенциями (1, 3, 4, 6),
- уверенность в себе (2, 5, 6, 7),
- включенность в школьную жизнь (2, 6, 7).
Итак, вы разобрались, в чём именно проблема. Давайте решим другой вопрос. Как помочь ребёнку адаптироваться к школе и стать успешным?
Самоорганизация
Начнём с организации пространства для учёбы. К нему мы относим рабочее место дома, в школе и… портфель!
Посмотрите, как ребёнок складывает вещи в портфель? Бессистемно накидывает школьные принадлежности, учебники и тетради?
Предложите свой способ: помогите понять, что правильная организация пространства экономит место, время и силы.
Начните с вопроса о том, какие завтра уроки и что для них необходимо. Спросите ребёнка, куда бы он положил тетради, пенал и т.п., чтобы ему было легко это найти и достать.
Обращайте внимание, не кладет ли ребёнок в портфель то, что к учёбе не относится. Но не собирайте вещи за ребёнка! Он должен сделать это сам, сначала с вашей поддержкой, а потом — самостоятельно.
Следующий этап помощи — рабочее место дома. По тому, как школьник организует (и организует ли) пространство на своем рабочем столе, вы поймете, как он это делает в школе.
Что лежит на столе, когда ребёнок садится делать уроки? Очень важно, чтобы он положил только необходимые школьные принадлежности, тетрадь и учебник.
У первоклассника еще не сформировано произвольное внимание. Поэтому любой лишний предмет будет отвлекать его от выполнения задания.
Проверьте рабочий стол вместе с ребёнком, спросите, что понадобится ему при выполнении задания. Остальное предложите убрать.
Хорошо, если у вас есть определенное место, куда ребёнок сможет легко убирать учебники и тетради. Если нет, лучше его организовать: будет легче и вам, и ребёнку.
Овладение учебными навыками
Существенный момент — овладение вашим ребёнком учебными компетенциями. Важно, чтобы оно проходило в атмосфере сотрудничества.
Когда вы решаетесь помочь ребёнку справиться со школьными трудностями, вы должны понимать, что он пока не умеет это делать. Для вашего ребёнка это новая реальность, в которой он еще не освоился. Помогите ему овладеть необходимыми инструментами. Расскажите, что у вас тоже были определенные трудности и как вы с ними справлялись. Предложите свои способы преодоления сложностей в обучении.
Не делайте уроки за него! Этим вы формируете его неуверенность в своих силах, ощущение неспособности справиться самостоятельно.
Очень важно на этапе преодоления трудностей фиксировать все достижения ребёнка, сравнивать его результаты только с его вчерашними умениями.
Обратите внимание ребёнка на то, что он вчера еще не умел делать, а сегодня уже смог! Это придаст ему силы и уверенность в себе.
Не спрашивайте об успехах его одноклассников, спрашивайте: «что нового ты сегодня узнал в школе?». Этим вы показываете интерес к жизни ребёнка и формируете у него учебную мотивацию.
Уверенность в себе
Обретение уверенности в себе — наиболее сложная задача для первоклассника.
Обратите внимание на эмоции, которые вы проявляете в ситуации неуспешности ребенка. Любая негативная эмоция, даже легкое раздражение или сожаление могут ранить первоклассника. Он очень остро реагирует на оценку своих учебных достижений. Любое его действие подвергается такой оценке с начала обучения в школе и со стороны учителя, и со стороны сверстников, и с вашей стороны.
Ваше спокойствие и оптимизм придадут уверенности вашему ребенку. Будьте его опорой в преодолении трудностей, научите понимать свои переживания и справляться с ними.
Включённость в школьную жизнь
Включённость в школьную жизнь определяет общий уровень адаптированности ребёнка к школе.
Желание идти в школу, следовать школьным правилам, говорить об учебе, требованиях учителя — позитивные маркеры адаптации. Наличие друзей в классе является прямым следствием этого процесса.
Поделитесь с учителем тем, какие трудности вы видите в адаптации вашего ребёнка, обсудите с ним план ваших совместных действий по его включению в школьную жизнь. По возможности сами принимайте участие в жизни класса и школы.
Если к концу второй четверти вы не увидите положительных изменений в поведении вашего ребёнка, обратитесь за помощью к школьному психологу. Он поможет вам разобраться в серьёзности существующей проблемы и путях её решения.