Начало школьного обучения связано с кризисом развития ребёнка. Он преодолевает свою непроизвольность, учится осознавать собственные переживания, примеряет на себя новую роль ученика, а вместе с ней и первую ответственность за результаты собственного труда — учёбы! Когда мы слышим слово «кризис», мы представляем яркие и бурные его проявления в поведении ребёнка. Однако кризис семи лет не такой. Он связан с глубокими внутренними переживаниями первоклассника, которые не всегда можно заметить. Именно в этот период ему как никогда нужна наша поддержка и внимание. Как помочь, рассказывает Альбина Сергеевна Гильяно, кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ.

«Он не справляется?»

Как увидеть, что ваш ребёнок не справляется с новой жизненной ситуацией? Обратите внимание на следующие признаки.

  1. Утром ваш ребёнок не может собраться в школу: капризничает, долго одевается, забывает почистить зубы и т.п.
  2. Возвращаясь из школы, не рассказывает о том, что происходило. На ваши вопросы отвечает неохотно, односложно.
  3. Ваш ребёнок тянет время и не хочет садиться за уроки.
  4. При выполнении школьных заданий быстро устает, часто отвлекается, жалуется на плохое самочувствие.
  5. Не помнит, что надо сложить портфель. Откладывает это действие даже после вашего напоминания.
  6. В школе возникают трудности с выполнением правил, не слушает учителя, на уроке не проявляет активности.
  7. Замкнут в общении с одноклассниками, либо проявляет агрессию по отношению к ним.

Все эти проблемы показывают, что адаптация пошла не по плану. Их можно разделить на 4 группы:

  • самоорганизация (пункты 1, 3, 5, 6),
  • овладение учебными компетенциями (1, 3, 4, 6),
  • уверенность в себе (2, 5, 6, 7),
  • включенность в школьную жизнь (2, 6, 7).

Итак, вы разобрались, в чём именно проблема. Давайте решим другой вопрос. Как помочь ребёнку адаптироваться к школе и стать успешным?

Самоорганизация

Начнём с организации пространства для учёбы. К нему мы относим рабочее место дома, в школе и… портфель!

Посмотрите, как ребёнок складывает вещи в портфель? Бессистемно накидывает школьные принадлежности, учебники и тетради?

Предложите свой способ: помогите понять, что правильная организация пространства экономит место, время и силы.

Начните с вопроса о том, какие завтра уроки и что для них необходимо. Спросите ребёнка, куда бы он положил тетради, пенал и т.п., чтобы ему было легко это найти и достать.

Обращайте внимание, не кладет ли ребёнок в портфель то, что к учёбе не относится. Но не собирайте вещи за ребёнка! Он должен сделать это сам, сначала с вашей поддержкой, а потом — самостоятельно.

Следующий этап помощи — рабочее место дома. По тому, как школьник организует (и организует ли) пространство на своем рабочем столе, вы поймете, как он это делает в школе.

Что лежит на столе, когда ребёнок садится делать уроки? Очень важно, чтобы он положил только необходимые школьные принадлежности, тетрадь и учебник.

У первоклассника еще не сформировано произвольное внимание. Поэтому любой лишний предмет будет отвлекать его от выполнения задания.

Проверьте рабочий стол вместе с ребёнком, спросите, что понадобится ему при выполнении задания. Остальное предложите убрать.

Хорошо, если у вас есть определенное место, куда ребёнок сможет легко убирать учебники и тетради. Если нет, лучше его организовать: будет легче и вам, и ребёнку.

Овладение учебными навыками

Существенный момент — овладение вашим ребёнком учебными компетенциями. Важно, чтобы оно проходило в атмосфере сотрудничества.

Когда вы решаетесь помочь ребёнку справиться со школьными трудностями, вы должны понимать, что он пока не умеет это делать. Для вашего ребёнка это новая реальность, в которой он еще не освоился. Помогите ему овладеть необходимыми инструментами. Расскажите, что у вас тоже были определенные трудности и как вы с ними справлялись. Предложите свои способы преодоления сложностей в обучении.

Не делайте уроки за него! Этим вы формируете его неуверенность в своих силах, ощущение неспособности справиться самостоятельно.

Очень важно на этапе преодоления трудностей фиксировать все достижения ребёнка, сравнивать его результаты только с его вчерашними умениями.

Обратите внимание ребёнка на то, что он вчера еще не умел делать, а сегодня уже смог! Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Не спрашивайте об успехах его одноклассников, спрашивайте: «что нового ты сегодня узнал в школе?». Этим вы показываете интерес к жизни ребёнка и формируете у него учебную мотивацию.

Уверенность в себе

Обретение уверенности в себе — наиболее сложная задача для первоклассника.

Обратите внимание на эмоции, которые вы проявляете в ситуации неуспешности ребенка. Любая негативная эмоция, даже легкое раздражение или сожаление могут ранить первоклассника. Он очень остро реагирует на оценку своих учебных достижений. Любое его действие подвергается такой оценке с начала обучения в школе и со стороны учителя, и со стороны сверстников, и с вашей стороны.

Ваше спокойствие и оптимизм придадут уверенности вашему ребенку. Будьте его опорой в преодолении трудностей, научите понимать свои переживания и справляться с ними.

Включённость в школьную жизнь

Включённость в школьную жизнь определяет общий уровень адаптированности ребёнка к школе.

Желание идти в школу, следовать школьным правилам, говорить об учебе, требованиях учителя — позитивные маркеры адаптации. Наличие друзей в классе является прямым следствием этого процесса.

Поделитесь с учителем тем, какие трудности вы видите в адаптации вашего ребёнка, обсудите с ним план ваших совместных действий по его включению в школьную жизнь. По возможности сами принимайте участие в жизни класса и школы.

Если к концу второй четверти вы не увидите положительных изменений в поведении вашего ребёнка, обратитесь за помощью к школьному психологу. Он поможет вам разобраться в серьёзности существующей проблемы и путях её решения.

Оставить комментарий