Детский сад в России не считается обязательной ступенью образования. Многие дети идут в школу без опыта постоянного длительного общения в детском коллективе. Если ребёнок приходит в школу из сада, родители в целом представляют себе, как он включается в коллектив, какие особенности поведения проявляются, когда родных долго нет рядом, как он проявляет себя на разнообразных занятиях. У тех, кто приходит в школу из дома, другой опыт. А значит, и адаптация к школе у этих детей происходит немного иначе. На что обратить внимание родителям «домашних» первоклашек, рассказывает Анна Сергеевна Павлова, кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ.
А правда ли есть отличия?
В начале учебного года практически всегда по поведению первоклашки педагог или детский психолог может сказать, ходил ли ребёнок в детский сад хотя бы год перед школой. Различия проявляются в том, как он общается, двигается, уходит в класс и возвращается к родителям — есть десятки мелких признаков, по которым видно «садовских» и «домашних» детей.
«Садовские» привыкли все вместе идти из одного помещения в другое, рассаживаться по местам, они умеют сами решать обычные детские конфликты, быстро разбираются, кто с кем стоит в паре, умеют быстро одеться и раздеться, когда рядом много других детей. Они привыкли к получасовым занятиям по нескольку раз в день с коротким отдыхом между ними и к режиму дня.
За счёт этих навыков воспитанники детских садов выглядят более организованными. На деле у них просто есть нужный в школе опыт.
У «домашних» первоклашек опыт иной. Занятия в кружках несравнимо короче, чем полный день в детском саду. Одевается и раздевается ребёнок при родных, и обычно не в плотном окружении сверстников. Навыка ходить парами у него нет. Решать конфликтные ситуации в кружках и на подготовке к школе приходится реже: дети позанимались и разошлись, а не проводят вместе целый день.
У «домашних» детей другие социальные умения и навыки. Они тоже пригодятся в школе, но разница заметна.
Детский сад: не только игры
Детские сады, хотя и остаются необязательными для посещения, включены в систему образования. Во ФГОС дошкольного образования установлены целевые ориентиры — примерный объём знаний, умений и навыков, которыми ребёнок может овладеть к первому классу. Учитываются поведение, развитие крупной и мелкой моторики, речи, произвольность и многие другие характеристики. При этом детей не оценивают. Целевые ориентиры задаются для педагогов, они нужны, чтобы обеспечить, по сути, готовность ребёнка к обучению в школе. Тем не менее, воспитатели учитывают целевые ориентиры, и замечают, если что-то идёт не так. Например, у ребёнка недостаточно сформированы волевые качества и произвольность, и в школе ему будет трудно усидеть на месте.
Интересно, но факт: если у «домашнего» первоклашки нет явных трудностей с адаптацией, продлёнка ему не противопоказана. Если в ней есть необходимость, почему бы не воспользоваться этой услугой? Наоборот, ребёнок быстрее приобретёт те навыки, которых ему не хватает и которые можно получить только в организованном детском коллективе.
«Домашние» дети и их семьи про целевые ориентиры, как правило, знают мало. Им сложно определить, готов ли их конкретный ребёнок к школе, и это может привести к неприятным открытиям в первом классе. Например, ребёнок читает, считает, обладает всеми необходимыми для первоклашки знаниями и даже больше, но вот рука к письму совершенно не готова. В саду бы, наверное, обратили внимание, а на кружках это не проявилось.
Воспитатели в саду видят ребёнка в разных ситуациях, на занятиях разного типа, и в такой обстановке проявляется всё. В дополнительном образовании ситуация другая, и цели тоже другие. Что-то важное от внимания педагогов вполне может ускользнуть, а в школе — проявится.
Критично ли это? Обычно нет, но адаптацию для ребёнка это, конечно, осложнит.
Что могут сделать родители
Домашнее воспитание — гарантия проблем? Нет. Адаптивные возможности детской нервной системы огромны. С трудностями адаптации может столкнуться «садовский» ребёнок, а «домашний» проскочит этот этап довольно легко. Но по опыту работы школьным психологом уверенно могу сказать: «домашним» в целом приходится труднее. Они приспосабливаются к роли ученика дольше, они чаще болеют. И им нужно гораздо больше привычной родительской поддержки. Но это не единственное, в чём нуждается ребёнок. Ему помогут:
- положительный образ школы: «тебя там многому научат», «там интересно», а не негатив «бедненький, надо рано вставать, много задали». Чем меньше отрицательных эмоций вокруг нового явления, тем естественнее происходит адаптация к нему;
- чёткий распорядок дня: просыпаться, есть, ложиться спать важно в одно и то же время, это снижает нагрузку на нервную систему;
- правильное питание: дома завтрак, пусть и не слишком объёмный, в школе — горячая пища; в остальном — полноценный разнообразный рацион, обязательно со свежими овощами и фруктами;
- навыки самообслуживания — если в них что-то неидеально, важно исправить это как можно быстрее;
- качественный досуг: ребёнку, который попал в школу из дома, не хватает внимания родных. Постарайтесь каждый день перед сном разговаривать с ребёнком, читать ему, не отвлекаясь ни на какие другие дела. Планируйте совместные выходные: походы в парки, театры, занятия спортом. С телевизором, планшетом или смартфоном первоклассник должен проводить не больше 30-40 минут в день;
- следите за здоровьем первоклашки: частые недомогания, утомляемость, эмоциональная лабильность до какого-то предела могут быть нормой, но могут сигнализировать и о сложностях с адаптацией и привести в результате к проблемам со здоровьем;
- если у ребёнка появляются страхи, навязчивое поведение, стереотипные движения — всё это причина обратиться как минимум к школьному психологу.
Для родителей «домашних» первоклашек общение с педагогами может быть непривычным. Поможет внимательность на родительских собраниях, подписка на соцсети школы и знание структуры современных образовательных учреждений. Родителям важно понимать, где и когда искать помощь, прислушиваться к тому, что говорят педагоги. Важно довериться учителю, ведь он несколько часов в день постоянно проводит с вашим ребёнком. И, конечно, не противопоставлять семью и дом. Обе эти стороны жизни одинаково ценны для первоклассника.