Мы много говорим о том, что делать для облегчения адаптации первоклассников к школе. Но как же родители? Им ведь тоже трудно, в их жизни тоже произошли важные перемены. И в этот период легко свернуть не туда. Психолог, медиатор, старший преподаватель ИНО МГПУ Лариса Викторовна Носова покажет, как обойтись без стандартных родительских ошибок в период школьной адаптации.
Кто такой учитель
С точки зрения возрастной психологии, именно в первом классе в жизни ребёнка появляется «социальный взрослый». Это человек, с которым придётся выстраивать новые, деловые, партнёрские отношения. Учитель предъявляет требования, опирается на образовательные стандарты, и его главная задача — обучение и воспитание каждого ребенка в классе.
Сотрудничество с учителем строится не на симпатии, а на взаимной поддержке и уважении. Это правило касается как ребёнка, так и родителей. У всех трёх сторон одна цель: сделать так, чтобы ребёнок успешно учился.
При этом часто родителей задевает, что посторонний человек обрёл в глазах ребёнка непререкаемый авторитет. Да, порой трудно слышать от своего малыша по сто раз на дню «Марья Иванна сказала так», «Марья Ивановна считает эдак». Но авторитет учителя — это важная опора, которая помогает ребёнку поддерживать учебную мотивацию. Ваша задача — не вступать в борьбу с учителем за внимание ребёнка, а поддержать авторитет школы, не умаляя собственного. Вы — родители, и ваша значимость для ребёнка под вопрос не ставится.
Как больше узнать о школьной жизни
Школа — не детский сад, учителя меньше рассказывают родителям о детях, чем воспитатели. У школ обычно есть страницы в соцсетях, и там можно многое узнать о школьной жизни: кружках, специалистах, службах сопровождения. Но главный источник информации о школе — сам первоклашка. Если он с радостью рассказывает, что произошло на уроке и что сказала Марья Ивановна, значит, контакт с учителем выстраивается правильно.
Ещё один способ узнать больше о жизни ребёнка вне дома — участвовать в организации школьных мероприятий, поддерживать инициативы, приходить на собрания. К тому же это показывает ребёнку важность и ценность его учёбы для семьи.
Важный момент коммуникации со школой — помнить, что учитель тоже человек. Он может ошибаться, может чего-то не заметить. Особенно в первые дни учебного года, когда педагоги очень загружены и ещё недостаточно знакомы с детьми. И ещё: учитель устаёт. И тут возможен конфликт интересов. Вечером после работы вы начинаете заниматься делами семьи, видите необходимость связаться с учителем и… вынуждаете человека работать сверхурочно. Поэтому, пожалуйста, старайтесь не писать учителю вечерами, если не случилось чего-то экстраординарного. И, конечно, для связи допустимо использовать только те каналы, которые учитель обозначил на родительском собрании.
Что делать с конфликтами
Новый коллектив — новые отношения. И в первом классе, к сожалению, велика вероятность конфликтов из-за недопонимания.
Конфликты могут возникнуть между детьми. Может случиться конфликтная ситуация и между учеником и педагогом. Рассматривайте это не как трагедию, а как возможность для ребёнка научиться новому.
В каждой школе должна быть служба примирения. В ней работают специалисты, обученные медиативно-восстановительным технологиям. Именно они способны разрешить конфликтную ситуацию на основе сотрудничества. Здесь ребёнку помогут, но он может о такой службе не знать или бояться туда обратиться, ведь это самостоятельный поступок. Задача родителя — поддержать ребёнка дома и подсказать способы решения ситуации, направить его.
Важна и коммуникация между родителями в классе. Классный чат — не место для выяснения отношений. Если в чате разгорается конфликт, учитель будет вынужден взять на себя роль модератора, но его работа — учить детей, а не мирить взрослых. Если конфликт, который полыхает в чате, связан с детьми, задача родителя — понять: гневными репликами ситуацию не решить. Более того, родительский конфликт из интернета может выплеснуться в реальную жизнь, а это осложнит и без того непростой адаптационный период.
Чтобы конфликтов было меньше, важно спокойствие. Снижайте уровень собственной тревожности. Перемены, связанные с новым статусом вашего ребёнка — естественный ход вещей. И они совершенно точно к лучшему.
