Большинство родителей знает о понятии «готовность к школе». Но всё чаще у родителей малышей в возрасте от года до трёх лет мы сталкиваемся с тревогой о готовности малыша к дошкольной образовательной организации (ДОО). Считается, что готовность к саду наступает в 3 года. Именно к этому периоду мы ожидаем от ребёнка существенных достижений в различных линиях развития. Однако часто мы видим: малыш в 1,5–2 года более подготовлен к детскому саду чем трёхлетка. А бывает, что и старшие дети испытывают сложности в дошкольном учреждении. Как же их избежать?

Режим дня

Вся жизнь в саду строго подчинена распорядку. Поэтому важно, чтобы ребёнок ещё до сада просыпался и засыпал в одно и то же время, спал днём, кушал в определенные временные интервалы. Чтобы повысить готовность к саду, стоит приблизить домашний распорядок к режиму дошкольного учреждения. Воспитатели с удовольствием поделятся этой информацией. Им ведь тоже важно, чтобы адаптация ребёнка прошла как можно более гладко.

Режим — основа нервно-психического здоровья ребёнка. Когда он знает, что именно будет происходить в течение дня, а мама его заберёт после ужина, количество капризов по поводу садика и слёз в группе значительно снижается.

Самостоятельность

Это качество важно и в вопросах самообслуживания, и в игре. Ребёнок, который много умеет сам — частично или даже полностью, — уверенно вступает в детский коллектив. Он становится образцом для других и заслуженно получает похвалу от воспитателя. Сам оделся, сам поел, попросился в туалет — всё это причины похвалить малыша. Значительно прибавляет комфорта умение некоторое время поиграть одному и особенно — привлечь в свою игру других. Чтобы развить самостоятельность, повысить готовность к саду, попробуйте дома играть в игры «детский садик», «я с другом». На детской площадке помогайте детям играть вместе.

Коммуникация и речь

Уровень речи у малышей бывает весьма различным. Гораздо проще в садике тем, кто может использовать слова или даже фразы: в группе много детей, воспитатель не сразу научится понимать, чего хочет тот или иной неговорящий ребёнок. Слова помогут проще и быстрее получить необходимое.

А вот обращённую речь ребёнку понимать крайне желательно. Выполнять действия по инструкции взрослых тоже важное для детского коллектива качество. Умение самому вступить в коммуникацию, пусть даже невербальную — очень ценно.

Что такое хорошо и что такое плохо

В детском коллективе от ребёнка требуется внимание к сверстникам. Поначалу детей этому учат воспитатели, но чем лучше ребёнок сам умеет обращать внимание на других, тем ему лучше.

Ориентирование на просьбу взрослого, умение слышать строгую/ласковую (интонированную) речь — важный показатель готовности к саду и фактор предотвращения детских конфликтов и ссор.

Умение прекратить нежелательное действие по инструкции воспитателя, ориентироваться на слова «нельзя», «плохо» и прекращать действие, умение понять, что определённые поступки поощряют — всё это полезные в саду навыки. И закладываются они в семье в первые годы жизни. Всё это помогает придерживаться правил поведения в коллективе сверстников и, в конечном счёте, делает пребывание в саду приятным для ребёнка.

Включаться — постепенно

Домашняя подготовка — основа основ. Но переход в сад даже идеально подготовленного ребёнка должен быть постепенным. Для малышей в московских садах работают группы кратковременного пребывания — детей приводят туда ненадолго, их день длится до 3 часов. Главная задача ГКП — адаптация, знакомство с садом.

Затем ребёнок переходит в группу полного дня. Если есть возможность, стоит постепенно увеличивать время, которое малыш проводит с воспитателями. Насколько быстро ребёнок адаптируется, зависит от множества факторов. В этом вопросе правильнее всего прислушиваться к воспитателям.

В любом случае в период адаптации ребёнка к детскому садику близким нужно быть особенно чуткими и внимательными, чтобы своевременно отследить изменения в поведении и настроении. Это поможет при необходимости вовремя снизить нагрузку или наоборот, быстрее решиться оставить малыша в саду до конца дня, если ему не хватает времени со сверстниками.

Детский сад — место, где дети не просто проводят время и играют. Даже с самыми младшими воспитатели проводят занятия. Сначала коротенькие, а к подготовительной группе — уже длинные, двадцтиминутные. Цель детского сада — плавно, максимально естественно подготовить ребёнка к школе, и малышам, прошедшим ДОУ, как правило, гораздо легче адаптироваться к роли школьников.

Оставить комментарий