Мы привыкли воспринимать бабушек и дедушек как помощников в воспитании внуков. Но современные пенсионеры не горят желанием проводить годы, стоя у плиты и развозя внуков по кружкам и секциям. Каждый третий человек пенсионного и предпенсионного возраста готов учиться. Чему и как? И выбивает ли это старшее поколение из процесса воспитания внуков? Рассказывает Александр Евгеньевич Левинтов, кандидат географических наук, автор идеи и преподаватель Серебряного университета МГПУ.

Когда появилось образование для пожилых

Обучение пожилых, или эйджинг-педагогика, появилось в Великобритании сразу после II Мировой войны, и быстро распространилось в Европе. Методики преподавания учитывают возрастные особенности и своеобразные образовательные потребности пожилых и старых людей.

В России эйджинг-педагогика появилась совсем недавно: системное образование для пожилых появилось только в 2017 году в Москве.

… Это было 19 сентября 2014 года, около 23 часов, — вспоминает Александр Евгеньевич. — Гости по случаю моего 70-летия разошлись, и я остался на кухне наедине с собой и остатками алкоголя:

— И что теперь? Тихо и незаметно уползать в небытие?

Мне этого сильно не захотелось. Это — большая и глупая ошибка: уходить надо с высоко поднятой головой и на полном скаку, тогда и умирать не страшно, и испугаться не успеешь. Ещё бóльшую ошибку делает человечество: мы отпускаем людей в небытие, так и не спросив, а, собственно, зачем они приходили? Так значит, надо спросить!

Сначала родилось красивое название: «Серебряный университет». С ним я пришёл в Сколково, к своим недавним ученикам. Один из них, Денис Конанчук, поверил и оплатил НИР по весьма скромной смете (это моя скверная манера — запрашивать по минимуму). Я пригласил в качестве соисполнителя доктора экономических наук, хорошего демографа Ирина Владимировна Твердохлеб. Она написала весьма качественный демографический анализ и прогноз, который вошёл в отчёт по работе.

С нами расплатились, поблагодарили и положили работу, как принято, на полку. Совершенно случайно ксерокопия коммерческой версии попала на стол ректора МГПУ Игоря Михайловича Реморенко, и… Проект заработал! 7 ноября 2017 года состоялось открытие Серебряного университета.

Концепция нашего Университета уникальна. Мы предлагаем студентам (не всем, а только желающим) создавать своё интеллектуальное наследие — в виде эссе, книг, в любых других форматах. Ведь старость — это единственный возраст, когда человек всерьёз может задуматься о смысле своей жизни и о том, что он хочет передать своим любимым или еще не появившимся на свет потомкам. Я в своё время с этой целью написал две небольшие книжки: «Письма внуку Ване» и «Письма внучке Соне»

Кроме того, Университет почти все учебные курсы и программы строит как кратковременные, поэтому наши студенты успевают получать поистине университетское образование, пройдя несколько курсов подряд.

Зачем пенсионерам учиться?

— Учиться полезно и приятно в любом возрасте, ведь латинское слово scola, от которого произошла «школа» во всех европейских языках, означает «отдых». Первые школы открыли монахи-августинцы, которых мы теперь называем схоластами. После трудов праведных в поле, в саду, в огороде, они изучали труды Платона и Аристотеля, то есть, занимались самообразованием.

Зачем пожилые садятся за парты? Чтобы общаться и не выпадать из социума. Чтобы получить новые знания или профессию. Для самореализации. Ради просвещения. Ради развлечения. Для самоутверждения. Чтобы отрефлексировать жизненный опыт и сформировать интеллектуальное наследие для потомков. Просто чтобы преодолеть одиночество и найти партнеров для общения. Этот список далеко не полон. У каждого студента своя причина начать обучение.

Новая профессия — не единственная и далеко не главная цель серебряных студентов. Часто они вообще об этом не думают. И нам удалось зафиксировать разницу между профессиональной подготовкой и образованием, хотя от нас пытались требовать строгой отчётности по трудоустройству пенсионеров. Но зачем? Ведь эти люди уже отпахали своё и учатся в своё удовольствие и из чувства самоуважения!

Серебряный университет действительно иногда даёт профессиональную подготовку, но даже в этом случае многие осваивают производство кукол или зелёный дизайн не ради заработка и профессиональной деятельности, а раздаривая кукол своим и чужим внукам, наводя зелёный дизайн на своих шести сотках. «Серебряное» образование, как и любое другое — это способ добиться более высокого качества жизни. А станет его результат подработкой или останется хобби, каждый решает сам.

А как же внуки?

— Внукам студенчество бабушки только на пользу, и на это есть несколько причин. В проекте Серебряного университета есть спецкурс «Молодая бабушка». Функции бабушек и дедушек в семье весьма отличны от родительских. Это — вовсе не реванш за ошибки в своём родительском опыте. Прежде всего дедушки и бабушки — праздник и для самих себя, и для внуков. Они — носители норм поведения и жизненного пути. Они не воспитывают, а просто демонстрируют образцы самоорганизации и организации жизни, без наставлений и поучений.

В Серебряном университете преобладают бабушки — дедушки, к сожалению, редко доживают до пенсионного возраста и к тому же, к несчастью, теряют веру и уверенность в себе.

Учась в «Серебряном университете», бабушки и дедушки стимулируют школьное усердие и прилежание своих внуков. Детям не соврёшь. Но если они видят, что старшим родственникам нравится учиться, что они с удовольствием выполняют задания, получают результат и радость как от процесса, так и от возможности применить свои новые знания, это работает гораздо лучше, чем нудное «Ты сделал домашнее задание?» и «Почему опять трояк?»

Кому это нужно?

В самом начале мы сталкивались с глухим непониманием и отторжением этой идеи, но «Серебряный университет» стартовал с размахом: не успели мы открыть первые 2 600 мест, на них тут же было подано более 7 тыс. заявок. Меньше, чем через 6 месяцев число студентов выросло до 17 тыс., и этого оказалось мало: в Москве более 3 млн пенсионеров, и каждый десятый из них хочет и готов учиться.

Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин, увидев это, подхватил нашу идею — так возникло гораздо более масштабное «Московское долголетие».

В образование для пенсионеров уже включились другие государственные и частные вузы. Где-то обучение бесплатное, где-то надо платить, порой немало. В МГПУ курсы для пенсионеров бесплатны, их спонсирует Правительство Москвы.

Сейчас в нашей стране около 300 серебряных университетов и других форм образования для пожилых. Некоторые из них возникли при помощи нашего Серебряного университета: мы делимся наработанным опытом, методиками, подходами.

До пандемии мы начали сотрудничать с Казахстаном (Шымкент) и Тайванем, но, увы, COVID-19 и последующие события прервали эти и другие контакты.

В Серебряном университете сейчас семь факультетов, около 50 очных и 9 онлайн-программ. Такой необычный для современного образования перекос существует неспроста. Современные пенсионеры в основном достаточно хорошо умеют обращаться с компьютером, но им важно очное общение. Университет растёт и развивается. И ждёт эта вдохновляющая идея бабушек и дедушек, молодых и опытных пенсионеров и всех, кто уверен: пенсия — это новая жизнь, и в наших силах сделать её лучше.

Оставить комментарий