Мир стремительно меняется. То, что ещё вчера было фантастикой, сегодня — неотъемлемая часть нашей реальности. Мы оплачиваем счета в одно касание, находим любую информацию за секунды и можем увидеть близких на другом конце света. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, и отрицать это — значит идти против течения. Но как эта новая реальность влияет на самое ценное — нашу семью и развитие наших детей? «Цифра» в семье — друг или враг? Ответим вместе со Светланой Владимировной Львовой, кандидатом психологических наук, доцентом ИПКР МГПУ.
Не игрушка, а параллельный мир
Помните, когда первый раз дали гаджет в руки своему ребёнку? Возможно, еще до того, как он научился говорить. И если двадцать лет назад знакомство с технологиями начиналось в школе, то сегодня малыши осваивают смартфоны раньше, чем уверенно ходят.
Зависимость формируется стремительно. Попробуйте отобрать планшет — и вот вам ответная реакция: истерика, слезы, манипуляции. Интерес к настоящему миру, к живому общению, отходит на второй план. Психологи бьют тревогу: у таких детей в будущем могут возникнуть проблемы с социализацией, выстраиванием коммуникаций со сверстниками и даже серьезные психологические трудности.
Семейный ужин в режиме «онлайн»
Беспокойство родителей абсолютно оправдано. Многие отмечают, что ребёнок стал отстраненным, не хочет делиться переживаниями, предпочитая виртуальный мир семейным разговорам. Постепенно утрачивается та самая близость, ощущается отдаление.
Но давайте будем честны: проблема не только в детях. Взгляните на типичный семейный вечер. Часто ли вы видите картину, где каждый уткнулся в свой экран? Ужин, на котором вместо беседы — переписка в чатах и пролистывание ленты новостей, стал печальной нормой. Как верно заметили исследователи, постепенно родные люди рискуют превратиться просто в сожителей, которым становится не о чем говорить.
Кто в доме хозяин? Три типа цифровых семей
В зависимости от роли, которую цифровизация играет в жизни семьи, можно выделить три основных типа:
Традиционная семья. Технологии есть, но они — инструмент, а не центр жизни. Предпочтение отдается живому общению, отношения строятся на доверии. Гаджеты используются по необходимости: проверить электронный дневник, выполнить школьное задание.
Промежуточная семья. Цифровая среда занимает большую часть жизни, выполняя и рабочую, и развлекательную функции. Но время для личного общения и совместных дел без гаджетов все же находится.
Мультимедийная семья. Процент использования технологий огромен. Члены семьи могут не расставаться с гаджетами круглосуточно. Вынужденный отказ вызывает раздражение, тревогу и настоящую «ломку».
Тревожные сигналы: что говорят опросы?
Чтобы понять масштаб проблемы, я вместе с магистрантами и студентами МГПУ провела анкетирование родителей школьников. Результаты показали: нет ни одного родителя, которого не волновало бы влияние цифровой сферы на ребёнка.
- 35% видят в цифровизации огромную опасность.
- 43% признают ее негативное влияние.
- 22% сомневаются, но не исключают отрицательного эффекта.
При этом мы, родители, зачастую сами усугубляем ситуацию. Проще отследить местоположение ребёнка через приложение, чем позвонить и поговорить. Так, сами того не замечая, мы минимизируем драгоценные минуты общения.
Что же на самом деле стоит за экраном?
Главный вывод, к которому приходят эксперты: не гаджеты отдаляют нас друг от друга. Они — лишь следствие, удобное убежище, куда мы прячемся от реальных проблем, непонимания и одиночества.
Там, где людям хорошо и интересно вместе, виртуальный мир не сможет вытеснить живое общение. Он дополнит его.
Если в семье не было доверительных отношений с раннего детства, напрасно надеяться, что в подростковом возрасте ребёнок придет за советом к вам, а не к анонимным советчикам из сети.
Цифровая среда снизила безусловный авторитет родителей. При избытке информации дети начали ставить под сомнение наши слова, лишая нас одного из инструментов воспитания.
В поисках баланса: что делать?
Так где же выход? Запретить технологии невозможно, да и не нужно. Ведь у цифровизации есть и неоспоримые плюсы: доступ к знаниям, возможность общения на расстоянии, экономия времени.
Ключ — в осознанном подходе и работе над отношениями.
Не вините технологию, ищите причину. Если ребёнок уходит в виртуальный мир, спросите себя: а что ему там дает то, чего не хватает в реальности? Признание? Понимание? Развлечение?
Учитесь быть родителями. Многие из нас сами не имели идеальной модели семьи. Чтобы понять своего ребёнка, обращайтесь к литературе по психологии, консультируйтесь со специалистами, повышайте свои родительские компетенции.
Создавайте «островки» без гаджетов. Введите правила: за обеденным столом, во время совместной прогулки или настольной игры телефоны откладываются.
Будьте примером. Трудно требовать от ребёнка отложить смартфон, если вы сами постоянно в нем. Покажите, что реальный мир с его живыми эмоциями, объятиями и разговорами по-настоящему ценен.
***
Цифровая среда — это мощный инструмент. И от нас, родителей, зависит, станут ли гаджеты стеной, разделяющей семью, или мостом, который поможет стать ближе друг к другу в этом стремительном мире. Давайте не бояться технологий, но будем смело смотреть в глаза настоящим, а не виртуальным проблемам. Ведь ни один гаджет не заменит ребёнку тепла ваших объятий и искренности вашего внимания.