Давайте начистоту. Каждый год, ближе к весне, я наблюдаю одно и то же: рынок репетиторов перегрет до предела, родители в стрессе, дети выжаты как лимон. В кабинет ко мне, как тьютору и репетитору с опытом, приходят с одним запросом: «Подготовьте к ОГЭ/ЕГЭ. Чтобы на 90+». А первый мой вопрос всегда звучит так: «Зачем?» И часто в ответ — тишина. Потом — «чтобы поступить». «Куда?» — спрашиваю я. И вот здесь начинается самое интересное.
Мы оказались в ловушке образовательной гонки, где цель подменилась средством. ЕГЭ и ОГЭ из инструмента оценки превратились в самоцель, в фетиш. А репетитор — в талисман, который должен этот фетиш обеспечить. «У всех есть, и мы не хуже» — это не образовательная стратегия. Это симптом коллективной тревоги.
Я работаю на две стороны баррикады: как репетитор, который дает знания, и как тьютор, который помогает найти смысл. И вижу разрыв: в 70% случаев работа ведётся по заказу родителей, который лишь отдалённо соотносится с реальными склонностями и целями ребенка.
Передо мной сидит подросток-гуманитарий с блестящими идеями по истории, а его усиленно «дрессируют» на профильную математику, потому что «перспективно». Или девочка, которая мечтает шить одежду, сутками штудирует химию для медвуза, потому что «семейная династия». Мы тратим колоссальные ресурсы — время, деньги, нервы — на реализацию чужого, навязанного сценария. И удивляемся потом выгоранию, апатии и нежеланию учиться.
Пора перейти от тактики «натаскивания» к стратегии «маршрутизации».
Вот несколько ключевых принципов, которые я предлагаю взять за основу.
1. Не ОГЭ/ЕГЭ цель. Они — лишь турникет
Представьте, что вы везёте ребёнка в аэропорт. Ваша цель — отпуск на море. Вы же не стоите в трёхчасовой пробке, чтобы просто потрогать турникет на входе? Так и здесь. Сначала спросите себя и ребёнка: «Куда мы летим?» Колледж по специальности «дизайн»? Университет на «ядерную физику»? Работа после 9-го? Без ответа на этот вопрос вся подготовка — бессмысленная пробка. Определите цель — и станет ясно, какие именно баллы и по каким предметам реально нужны. Часто оказывается, что «90+ по всем предметам» не нужны вообще.
2. Репетитор — это «скорая помощь» или «штурман», а не «параллельная школа»
Репетитор нужен, когда есть конкретная, узкая проблема: не понимает тригонометрию, плавает в периодах истории. Или, когда нужен штурман для выстроенной, осмысленной подготовки к конкретному вузу.
Репетитор не нужен, когда:
- Вы хотите просто «закрыть» свою тревогу («я делаю для ребёнка всё что могу»).
- Ребёнку неинтересен предмет в принципе, а его заставляют его учить.
- Школьный учитель хорошо объясняет, но ребёнок не организован (тут нужен тьютор или коуч, а не предметник).
3. За «хочу» ребёнка стоит бороться. Но не против школьника, а вместе с ним
Самый трудный и важный диалог. Отложите в сторону свои амбиции и страхи («без диплома вуза он никто»). Сядьте и исследуйте:
Что получается? Не «на что ЕГЭ сдашь», а что даётся легче? Анализировать тексты? Видеть логику? Работать руками?
Что истощает, а что заряжает? После каких занятий он чувствует опустошение, а после каких — прилив сил?
Какая среда ему подходит? Интенсивная академическая (вуз) или практическая, проектная (колледж)?
Это не про «потакание капризам». Это про поиск точки приложения сил, где он будет эффективен и счастлив. Иногда этот поиск требует помощи профессионального тьютора или профориентолога. Это лучшее вложение на старте.
4. Колледж — это не провал, а сильный ход
Наше общество создало токсичный миф: колледж — для слабых. Это ложь. Колледж — это для целеустремлённых, кто уже в 16 понимает, чем хочет заниматься. Это мощный рывок вперёд в профессиональном становлении. И это, зачастую, более осмысленный и мотивированный путь к высшему образованию, чем два потерянных года в 10-11 классе «для галочки».
Что делать прямо сейчас? Алгоритм для снятия паники
Выдохнуть. Прекратить мониторить чаты, где все «уже всё решили». Ваша семья — не они.
Создать совет. Собраться втроём: родитель, ребёнок и, возможно, нейтральный эксперт (тьютор, школьный психолог). Без давления. Правило: первый час только слушать ребёнка.
Нарисовать карту. На листе бумаги обозначить минимум три возможных маршрута после 9-го (например: 10 класс → конкретный вуз; колледж А → работа; колледж Б → вуз). Прописать для каждого: какие нужны экзамены, какие баллы, сколько сил потребует.
Принимать решение на основе карты, а не слухов. Выбирайте маршрут, а не турникет. Когда маршрут ясен, подготовка к экзаменам превращается из абстрактного ужаса в техническую задачу.
Наша общая задача — не вырастить идеального «сдавателя» ЕГЭ, а помочь ребёнку стать автором своей жизни. Иногда для этого нужно не нанимать пятого репетитора, а иметь смелость отказаться от первого. Искать не высший балл, а высший смысл. И строить не гонку, а маршрут.
Это сложнее, чем просто заплатить за занятия. Но это единственный способ потратить ресурсы семьи не на гонку — симуляцию бурной деятельности, — а на настоящий прорыв.