На консультацию в наш центр пришли шустрый мальчуган трех с половиной лет и его очень встревоженная, растерянная мама. Малыш с интересом изучал обстановку моего кабинета, а мама протянула мне две выписки от детского невролога и логопеда. В диагнозе невролога было написано «моторная алалия». В логопедическом заключении – «общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития». Молодая женщина развела руками и спросила: «Это же два разных названия. Значит у ребенка что-то страшное? Мне никто толком ничего не объяснил. Я думала, он просто плохо говорит…».
Давайте разберемся, почему при одном и том же варианте речевого расстройства у ребенка специалисты разного профиля пишут разные заключения. Хотя суть их практически одна и та же.
«От врача»
Началось все достаточно давно, еще в 60–70-е годы XX столетия, когда врачи и логопеды занимались изучением и анализом разнообразных речевых расстройств. В результате появилась клинико-педагогическая классификация различных форм речевых нарушений. Она построена на подходе «от общего к частному». Сначала подробно изучаются проявления речевой патологии. Затем определяется форма речевого нарушения — по основным симптомам речевого дизонтогенеза.
В классификации выделяются две группы речевых нарушений. Одни связаны с отклонениями в устной речи, другие — в письменной.
Нарушения устной речи подразделяются на нарушения во внешнем (фонеционном) оформлении речевого высказывания (афония/дисфония, тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия) и нарушения во внутреннем (структурно-семантическом) оформлении высказывания (алалия и афазия). В группе нарушений письменной речи выделяются дислексия и дисграфия.
Речевые расстройства в рамках этой классификации рассматриваются с точки зрения изменений в центральном отделе речевого аппарата (речевых зонах коры головного мозга, подкорковых структурах, проводящих путях) и периферическом звене (зубочелюстной системе/артикуляционном отделе, носовой полости, голосовом аппарате).
Оценивают состояние этих отделов речевого аппарата врачи: оториноларинголог, стоматолог, невролог.
Первым при диагностике речевых расстройств у детей в рамках клинико-педагогической классификации речевой клинический диагноз ставит детский невролог. Подтверждение дислалии, дизартрии, алалии, детской афазии, заикания и т.д. — его зона ответственности.
При нарушениях голоса, грубых нарушениях строения и целостности челюстно-лицевой области, ротовой и носовой полости подключаются оториноларинголог и стоматологи (хирурги, терапевты, ортодонты). Такие речевые клинические диагнозы, как ринолалия, афония (дисфония), без их оценки не ставятся.
Логопеды знакомы с формами речевой патологии, выделяемыми в клинико-педагогической классификации речевых нарушений. Они прекрасно ориентируются в особенностях педагогической коррекционно-логопедической работы при том или ином речевом расстройстве. Именно на основе этой классификации отбираются специальные логопедические методы и приёмы для коррекции на индивидуальных логопедических занятиях. Но указать такие речевые расстройства в своих логопедических заключениях без речевого клинического диагноза врачей (прежде всего детских неврологов) они не могут!
«От педагога»
Основа логопедического заключения — психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Её разработала в 70-е годы ХХ века команда специалистов Института коррекционной педагогики (ИКП) под руководством Розы Евгеньевны Левиной.
Изначально классификация разрабатывалась для того, чтобы объединять детей для логопедической работы в группах. Групповая работа позволяет экономить время и специалиста, и детей. Но чтобы занятия были максимально эффективными, чтобы логопед мог использовать для всей группы одни и те же подходы, методы и приёмы, нужно подбирать детей со сходными по проявлениям (не обязательно называющимися одинаково!) речевыми расстройствами.
В психолого-педагогической классификации выделяется две группы, ориентированные на сформированность средств речеязыкового общения и возможность их использования. Это группа нарушений средств общения и группа нарушений в использовании средств общения.
В группе нарушений средств общения выделяются фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Ранее выделялись фонетические нарушения (ФН). При ОНР оценивается уровень речевого развития ребёнка, который зависит от сформированности фразового и связного монологического высказывания. Таких уровней выделяют четыре: три (по Р.Е. Левиной) и четвертый (по Т.Б. Филичевой).
Вторая группа связана с нарушением в использовании средств общения. У детей из этой группы могут быть в норме развиты лексические, грамматические, фонетико-фонематические средства. Но использовать их получается не всегда. Причина — особенности состояния речевого аппарата. Например, при заикании судорожное состояние мышц речевого аппарата может препятствовать нормальному процессу говорения.
Что написано в заключении?
Так что же произошло у мамы, с рассказа о которой я начала текст? Обычная история! Она обратилась к логопеду. Он по итогам логопедического обследования (неотъемлемой части психолого-педагогической диагностики) зафиксировал речевое нарушение — «общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития». И направил ребёнка на консультацию невролога, потому что медицинская точка зрения на проблему очень важна.
Невролог установил речевой клинический диагноз — это оказалась алалия моторной формы.
Это две части одной проблемы. Если бы нарушения речи первым заметил детский невролог и ребёнок попал к логопеду уже с его заключением, логопед имел бы право сразу написать в заключении терминологическую компиляцию: «общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития при моторной алалии» или, в другом случае, «фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии». Но на момент логопедического обследования выписки от детского невролога не было. Логопед просто не имел права устанавливать медицинский диагноз. Так и получилось непонятное для родителя нагромождение терминов.
Что было дальше? Я обследовала ребёнка. Мама получила понятное разъяснение и рекомендации о том, как преодолеть речевые проблемы малыша. Не пугайтесь сложных слов в заключениях! Попросите логопеда объяснить, что именно происходит с ребёнком и что с этим делать. Понимание поможет вам перестать тревожиться и направить сэкономленные силы на коррекцию нарушений.
