Каждому ребёнку важно развивать самоконтроль, саморегуляцию, навыки следования алгоритму, планирования. Без этого не будет хороших отметок, нормального поведения, взаимодействия с людьми, успешного будущего в профессии.
Как развивается самоконтроль
Самоконтроль в зачаточном виде существует с малых лет жизни на уровне отправления всех физиологических процессов. В возрасте 1–3 лет ребёнок уже учится контролировать движения, поступки, слова.
Вплоть до переходного возраста у детей ещё недостаточно развита кора головного мозга, чтобы по-настоящему контролировать собственные действия, но начиная со старшего дошкольного возраста эти навыки можно начинать тренировать — сначала в игровой форме, потом более формально.
В начальной школе многие ученики часто отвлекаются на посторонние факторы. На уроке или при выполнения домашнего задания им трудно сосредоточиться, отвлечься от всплывающих в сознании мыслей, мешающих концентрации.
В 10–12 лет зоны головного мозга, отвечающие за самоконтроль, уже более сформированы. Но начинаются гормональные изменения, а гормоны влияют на работу коры больших полушарий. Сильна в этом возрасте и лимбическая система — «эмоциональный мозг». Поэтому младшим подросткам подчас сложно справиться с собой. На самоконтроль школьника будет влиять то, не находится ли он в стрессе, нет ли чрезмерной нагрузки или отрицательно влияющей внешней среды (плохая компания, ссоры).
Перед старшим подростком жизнь ставит более сложные задачи. И если самоконтроль не развивался в предыдущие периоды детства, уже почти не ребёнок будет испытывать реальные жизненные трудности.
Как оценить самоконтроль ребёнка?
Наблюдая за ребёнком, можно понять, на каком уровне развития самоконтроля он находится.
1. Если ребёнок не сдержан в эмоциях, груб в словах, крайне нетерпелив, непослушен (хотя при этом пытается таким быть), сначала говорит, а потом думает, не может довести дело до конца, перебивает говорящих — скорее всего, уровень самоконтроля — невысокий, непроизвольный. Такому школьнику сложно быстро сформулировать ответ и поднять руку. Сложно удержаться и не съесть конфетку. Само начало делания уроков проходит со скандалами. Трудно играть в игры с правилами — «светофор», «съедобное-несъедобное». Похоже на вашего ребёнка? Если да, то пора помогать, даже если ребёнку всего 5 лет.
Можете провести тест. Напишите ряд любых чисел через запятую: а ребёнок должен одновременно называть число и хлопнуть в ладоши и топнуть ногой через одно число. Например, 5 (хлоп), 17 (топ), 7 (хлоп), 21 (топ), 34 (хлоп), и т.д. Сложности могут говорить о слабом самоконтроле.
Что делать? Развивать нужные навыки! Речь не о «болезни» или патологии, но таким детям поможет обращение ко школьному психологу либо нейропсихологу для консультации. Чем раньше начнёте, тем будет проще. Это не значит, что вы сможете сделать из шестилетки идеально послушного «маленького взрослого», но если помочь дошкольнику догнать возрастную норму самоконтроля, дальше ему (и вам!) будет проще.
2. Стандартный уровень. Таким детям сложно сразу самостоятельно выбрать способы и построить план выполнения домашнего задания. Сложно озвучить план и этапы какого-то дела. Они могут уследить за эмоциями и словами, но им трудно планировать, переключаться с одного занятия на другое (например, с игры на уроки). Склонны к прокрастинации (откладыванию на потом). При недостаточном самоконтроле могут помочь различные советы, о которых мы расскажем ниже.
3. «Продвинутый» уровень. У таких детей — а чаще всего это уже переходный возраст — есть осознанное управление эмоциональным состоянием, поведением, мыслями. Они могут поставить цель и осознанно к ней стремиться. Без стресса преодолевать преграды и исправлять свои ошибки. Могут изменить план действий, если поняли, что где-то ошиблись или поменялась цель. И всё это — не робот и не «сын маминой подруги», а самый обычный подросток. Или ему повезло (так бывает), или он хорошо потрудился, прокачивая навыки контроля своего поведения.
Как помочь развить самоконтроль у подростка?
- Тренировать самоконтроль в быту. Сколько ребёнок может удержаться и не брать сладкое? Это можно превратить в игру! Домашние обязанности: сделайте чек-лист, из него так приятно вычёркивать сделанные дела! Помогите ребёнку научиться планировать рутинные занятия, в них не должно быть хаоса и неопределённости.
- Постепенно приучайте к порядку и самостоятельности. Порядок на парте и в портфеле — порядок в голове. Совместно ставьте краткосрочные и долгосрочные цели, планируйте вместе с ребёнком.
- Играйте с ребёнком (даже если он уже вырос) в игры с правилами, на внимание, быстроту и силу воли. Настолки есть для любого возраста! Хорошо подойдут и стратегические игры — шашки и шахматы.
- Помогут практически любые доаолнительные занятия. Лепка тренирует моторику и навыки планирования, танцы — саморегуляцию, спорт — самодисциплину.
- Вы — пример самоконтроля для ребёнка. Приводите примеры из жизни, делитесь своими ситуациями, когда вам пришлось проявить это качество. Своим примером показывайте, как правильно выражать эмоции. Учите ребёнка проговаривать эмоции («мне страшно, что…», «мне обидно, когда…», и, конечно, быть ответственным.
- Хвалите ребёнка, когда он смог сдержать себя, проявил волю. Хвалите попытки, даже если результат не идеален.
Не надо:
- ругать за низкий самоконтроль: сам ребёнок не сможет это исправить под страхом наказания, а скорее испугается или обозлится;
- ждать резкого роста самоконтроля за 2-3 занятия: на это уйдут месяцы;
- обесценивать этот навык: при равном интеллектуальном уровне лучше учатся и становятся более успешными в жизни дети именно с высоким самоконтролем.
Упражнения и игры для развития самоконтроля
- Графический диктант: диктуете, сколько клеток в какую сторону чертить, в итоге получается рисунок по клеточкам.
- Корректурная проба: распечатайте любой текст и дайте ребёнку задание вычёркивать и/или обводить буквы (например, «зачеркни все буквы «И» и обведи все буквы «Н»).
- «Съедобное–несъедобное» (ловить мяч только на «съедобное»).
- «Светофор» (переходит на другую сторону комнаты только имеющий определённый цвет в одежде).
- «Да и нет не говорить» (отвечать на вопросы, не используя слова «да» и «нет»).
- «Что изменилось?» (выставить фигурки для запоминания, потом одну убрать или поменять их местами и спросить, что изменилось?).
- «Море волнуется раз» (дать задание замереть можно не только в виде морской фигуры, но и эмоции, черты характера, животного).
- «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию».
- Любые настольные игры с правилами и те, где нельзя сразу говорить ответ («Дубль», «Лото», «Монополия»).


Что почитать родителям?
- А.В. Алмазова, А.Н. Веракса «Развитие саморегуляции у дошкольников 5–7 лет. Методическое пособие»
- Людмила Петрановская. «Тайная опора».
- Стюарт Шенкер «Саморегуляция : как помочь ребёнку (и себе) справляться со стрессом»
- Тренажёры, рабочие тетради по развитию самоконтроля (серии «Нейроквест»),
- Ю.Е. Рязанцева «Усидчивость и внимание. Корректурные пробы»,
- «Графические диктанты» русскоязычных авторов (методики; примеры рисунков).
Дорогие наши родители! Дерзайте! Развитие самоконтроля — это процесс, требующий времени и терпения. Помогите своему ребёнку стать более уверенным в своих силах, и вы увидите, как это изменит его жизнь к лучшему.