Пожалуй, выполнение домашних заданий школьниками сейчас одна из самых спорных тем для родителей и педагогов. Нужно ли делать с ребёнком уроки? Нужно ли проверять правильность выполненных заданий? Всё это можно обсуждать. Но вот контролировать, сколько времени уходит на домашние задания — необходимо. Потому что нередка ситуация, когда всё свободное время ребёнок проводит за тетрадями. Основных причины две, и они требуют принципиально разного подхода.
Ребёнок медленно выполняет задания
Все дети разные. Они будут с разной скоростью собирать портфель, воспринимать информацию на уроке и даже есть. Очевидно, что скорость выполнения домашних заданий у них тоже будет отличаться.
Стиль человека глобален: мы действуем в рамках одной модели в разных областях своей ежедневной жизни. Любой родитель может без труда сравнить скорость ребёнка в разных делах с другими детьми в семье, школьном окружении.
Если ребёнок медлительный или недисциплинированный, то важно помочь ему отработать график ежедневных мероприятий, в который бы поместились также и посильные домашние обязанности, прогулка, отдых.
Хороший приём — использование тайминга.
Договоритесь с ребёнком о времени выполнении домашнего задания по каждому из предметов (для шестиклассников среднее время выполнения заданий по одному предмету составляет 20–30 минут). После каждого задания нужен хотя бы небольшой перерыв (поесть, подвигаться, сходить погулять или в секцию и пр.). Так работа над уроками будет идти гораздо продуктивнее.
На первых порах взрослому можно следить за регламентом выполнения (если ребёнок готов сотрудничать). В некоторых случаях допустимо завершить выполнение домашнего задания, когда отведенное на него время вышло — даже если ребёнок не все успел доделать. Важно выдержать хотя бы две недели в таком режиме. Дальше ребёнку будет проще справиться с выполнением домашней работы «по будильнику» самостоятельно. Постепенно разовьётся навык самоконтроля.
После некоторой помощи и тренировки график установится, и ребёнок сможет дальше контролировать себя сам. Шестикласснику это по силам. В начальной школе, конечно, нужна помощь взрослых. Если ребёнок устал, можно разово помочь доделать задание.
Высокая нагрузка
У разных школ и педагогов требования к ученикам могут отличаться. Хотя программа формально и одна, количество и уровень сложности школьных и домашних заданий разные. Это можно проверить, сравнив нагрузку своего ребёнка и его сверстника из другой школы.
Будет нелишним выяснить у педагога и родителей одноклассников вашего ребёнка, сколько времени и усилий они тратят на выполнение домашних заданий.
Вполне может оказаться, что отдельно взятый шестиклассник из рейтинговой сильной школы успевает и уроки вовремя сделать, и на секции сходить, и с друзьями во дворе погулять. А ребёнок, обучающийся в соседней «более слабой» по уровню требований и преподаванию школе, выполнение домашних заданий растягивает на всё свободное время.
Подобная ситуация — важный сигнал родителям о том, что пора присмотреться пристальнее к своему чаду. Ребёнок может не справляться с программой в целом или по отдельным предметам. В этом случае нужно помочь. При необходимости вместе с ним разобрать задания или «подтянуть» по отдельному предмету.
Конечно, успеваемость — показатель индивидуальный. Для одного «удовлетворительно» по математике — прекрасный результат, а для другого «хорошо» по истории — недостаточно. Притязания и возможности детей различаются. Но вряд ли ребёнок, которому хватит «тройки», будет специально сидеть над тетрадями до ночи. Значит, есть какая-то другая причина.
Взгляните внимательно на оценки. Если дневник упорно сигнализирует о неуспеваемости ребёнка по какому-то из предметов, пора помогать. Трудности могут быть связаны с пробелами в знаниях (проболел, пропустил, не успел освоить тему на уроке, не понял и пр.). Пробелы нужно восполнять как можно быстрее, иначе на них налипнет снежный ком новых непонятых тем. Нелишним будет поговорить с учителем-предметником, попросить его дать рекомендации по устранению сложностей в освоении предмета.
В любом случае, важно стремиться следовать принципу «то, что ребёнок может делать сам, пусть делает сам». К выполнению домашних заданий это тоже относится. В школе ребёнок уже проживает свою жизнь, а не готовится к ней. И ему предстоит самостоятельно научиться распределять свои ресурсы и время. Усиленный контроль со стороны взрослых будет усложнять формирование у школьника внутреннего механизма регуляции поведения и деятельности.