Какова главная задача первоклашки в первом полугодии? Не выучить цифры и буквы, хотя это, безусловно, важно. А научиться быть школьником. Первые месяцы в статусе ученика называются периодом школьной адаптации. Это сложное для ребёнка время: он становится учеником, появляются обязанности, возрастает нагрузка. И если в сентябре первоклашки радостно бегут в школу, пробуя новый статус «на вкус», то через пару месяцев они начинают уставать, несмотря на каникулы. Что делать родителям? На что обратить внимание? Как не пропустить первые признаки школьной дезадаптации? Рассказывает кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ Анна Сергеевна Павлова.

Как заметить, что ребёнку нужна помощь?

Первые признаки утомления и эмоционального напряжения у первоклашек могут развиться в первые месяцы осени. Это естественная реакция организма на новые требования и социальную среду. К таким признакам относятся:

  • слабость,
  • нарушения поведения,
  • трудности в общении с одноклассниками и педагогами,
  • негативные переживания, связанные со школой.

У ребёнка не получается, ему тревожно. Ему не очень хочется сидеть за партой, а хочется бегать и играть. Он замечает, что в чём-то хуже своих одноклассников (но как бы не видит, что что-то другое получается у него лучше).

Если ребёнок самостоятельно не справляется с прохождением адаптационного периода, то последствия могут быть серьёзными:

  • формируется чувство неуспеха;
  • возникают трудности в общении с родителями и сверстниками;
  • появляется тревожность, отказ от учёбы, потеря интереса.

Школьная неуспешность на раннем этапе может сказаться на дальнейшем обучении. Поэтому важно вовремя заметить проблемы и обратиться за помощью к школьному психологу. Эффективная адаптация требует совместного участия семьи, педагогов и специалистов школы.

Какую роль играет школьный психолог

Деятельность педагога-психолога охватывает несколько направлений:

  • диагностика готовности и успешности обучения;
  • развивающая и профилактическая работа с классом;
  • коррекция трудностей адаптации;
  • консультирование родителей и педагогов;
  • просветительская работа, направленная на формирование благоприятного психологического климата.

Психологическое сопровождение помогает предупредить перегрузку, снизить тревожность, укрепить уверенность ребёнка в своих возможностях. Ключевая задача специалиста — сделать так, чтобы процесс обучения приносил радость и чувство безопасности.

То есть, если вы видите, что ребёнку плохо, первое, что нужно сделать — связаться со школьным психологом. Или с педагогом, который работает с детьми младшего школьного возраста и на практике знаком со школьной дезадаптацией. Но начать лучше с того человека, который работает в вашей школе и знает её изнутри: у него больше инструментов, чтобы помочь вашему первоклашке.

Что может сделать психолог?

Психолог — активный участник образовательного процесса. Он способствует взаимодействию всех участников школьной среды — учителей, администрации, родителей, логопедов и других специалистов сопровождения. Он сможет помочь выявить, в чём проблема ребёнка, и найти выход из ситуации.

Психолог не вмешивается директивно, а действует, находясь рядом — поддерживая, направляя, помогая преодолеть трудности. Основная работа по преодолению школьной дезадаптации ляжет на родителей и самого ребёнка, но не стоит этого пугаться. Вы будете понимать, что и зачем вы делаете. А главное — очень облегчите жизнь себе и ребёнку.

Если можно не терпеть школу и не «отрабатывать повинность», а учиться в удовольствие, важно подарить ребёнку такую возможность.

Эффективный школьный климат складывается из уважения, сотрудничества и общей цели — помочь каждому ребёнку пройти адаптационный этап с верой в свои силы и интересом к учёбе. Ведь гармоничное развитие личности возможно только там, где есть понимание и психологический комфорт.

Оставить комментарий