Двадцать первый век на дворе, а школьный туалет никак не покинет топовые темы родительских чатов и форумов. И ладно бы мамы жаловались, что стены не крашены или нет бумаги. Проблема гораздо серьёзнее. В санузлах нет дверей в кабинках. Грязно. Где-то — хулиганы. В общем, безоговорочно серьёзные причины, по которым дети вынуждены терпеть до дома.

Что творится в туалетах

Вот только несколько сообщений о том, что происходит в школьных туалетах (орфография и пунктуация авторские).

Ученики младших классов стесняются ходить в школьный туалет, потому что в нем нет дверей, и старшеклассники снимают их на видео.

Дети целый день должны терпеть ,кто на продлёнку ходит . В туалеты не возможно зайти 🙈. С Сентября не кто не убирал месяц. Из другого корпуса раз в две недели придут 🙈. Вообще без предел 🙈

Туалеты это вообще огромная проблема, мало того что там нет ни перегородок, ни кабинок, там дверь не закрывается. Надо идти с кем-то чтоб дверь держали. Как они будут прокладки менять, если стараются утром не пить, чтоб лишний раз туда не заходить?

Да что говорить, одна известная марка моющих средств который год проводит конкурс самых жутких школьных туалетов. Приз — ремонт. Фотографии туалетов-«победителей» больше не публикуются: это что-то близкое к шок-контенту.

Разумеется, так не везде. Есть комфортные туалеты, куда дети ходят спокойно.  Но случаи, когда дети не могут удовлетворить физиологические потребности в школе, не единичны. И это серьёзная проблема.

Почему терпеть вредно

Комментирует Елена Геннадьевна Гравицкая, кандидат биологических наук, доцент ИПКР МГПУ.

Длительное удержание мочи, конечно, не приведет к разрыву мочевого пузыря. Скорее, моча выйдет естественным путём, и это нанесёт ребёнку серьёзную психологическую травму.

Если ребёнку регулярно приходится терпеть, это может вызвать необратимые последствия функционирования мочеполовой системы. В застойной моче активно размножаются бактерии, формируются мочевые камни, происходит растяжение мочевого пузыря, снижаются его сократительные способности.

У девочек возникшая инфекция может перейти на внутренние половые органы, у мальчиков переполненный мочевой пузырь может вызвать отклонения в половом поведении в дальнейшем. И во всех случаях перенаполнение провоцирует опухолевые процессы.

Поэтому родителям важно вступаться за права учеников.

Что говорит закон?

Права учеников на комфортные физиологические отправления зафиксированы вполне однозначно. Вот актуальные требования СанПиН  к размещению туалетных комнат (п. 2.4.11, п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20):

Никаких излишеств. Но в кабинках должны быть двери.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены (там же, п. 2.11.2)

И ещё один важный момент. Никто не имеет права не выпустить ребёнка в туалет во время урока.

Что делать родителям?

Знать правила — важно. Но ещё важнее знать, что делать, если правила не соблюдаются. Рассказывает Андрей Николаевич Толкачев, кандидат юридических наук, доцент ИЭУиП МГПУ и автор дзен-канала «Профессия: юрист и экономист I Путь в МГПУ».

— Если санитарные правила и нормы не соблюдаются, значит, образовательное учреждение не выполняет свои обязанности. И, безусловно, есть конфликт интересов трёх сторон: школы, учеников и родителей.

Но родители часто молчат. Они не знают, как действовать, чтобы не навредить своим детям.

Выхода из конфликтной ситуации два. Один — жалобы во все инстанции и напряженность, да и конфликт внутри треугольника только вырастет независимо от решения проблемы. Это правовой способ, но он действительно чреват неприятностями для учеников, а кроме того, создаёт серьёзные проблемы для работы образовательного учреждения. В результате директор будет занят не решением проблемы, а вопросами отношений с проверяющими инстанциями. Это негативно скажется на взаимодействии сторон по другим актуальным вопросам. Ученикам от этого лучше не будет.

Поэтому правильнее применить более мягкий, конструктивный способ, назовём его «Мимикрия». Это компромисс с руководством школы.

  1. Встреча родителей с директором. Постановка проблемы. Озвучивание юридических мер, если проблема застрянет в школе. Определение совместных действий — тоже сначала устно.
  2. Если разговор не помог, то вторая встреча — уже с официальным письмом на имя директора школы. В нём нужно перечислить имеющиеся проблемы и возможные пути их решения. И указать возможность защиты прав учеников в следующих инстанциях: Роспотребнадзор, Департамент образования Москвы (или вашего населённого пункта), портал «Наш город» в разделе «Некачественное содержание санузлов в учреждении».  Важно ознакомить директора с письмом на встрече, а не отправлять по почте.

         Это очень действенные меры. А главное, будет налажен постоянный диалог. Обычно бывает достаточно даже простого разговора, подкреплённого серьёзными намерениями.

Идеально, если беседу с директором организует родительский комитет школы или класса, но это может быть и инициативная группа, и даже просто любой родитель. С точки зрения права совершенно неважно, кто именно отметил проблему. Важно, чтобы она была решена в юридической плоскости.

Оставить комментарий