Если вам позвонил классный руководитель и с раздражением в голосе сообщил, что ваш ребёнок снова «устроил цирк» на уроке, зачастую первая реакция — отругать и наказать ребёнка за такое поведение. Но давайте остановимся. С точки зрения психологии «клоунское» поведение — это не просто выходка или плохое воспитание. Это прежде всего сигнал о внутреннем неблагополучии, зашифрованный в шутках и дурачестве. За ним стоит своеобразный язык, на котором ребёнок пытается рассказать о своих настоящих, глубоких переживаниях. За одной и той же маской школьного клоуна могут скрываться абсолютно разные истории. Давайте вместе с кандидатом психологических наук Анастасией Сергеевной Лукиной разберемся в основных причинах, чтобы понять, что на самом деле пытается сказать ваш ребёнок.
«Обратите на меня внимание!»
Самая частая причина клоунады — потребность в признании и значимости. Если ребёнок не чувствует своей ценности в учебе, не получает достаточного внимания и поддержки дома, он начинает добывать всё это другими способами. Парадоксально, но для многих детей любое внимание (даже негативная эмоциональная реакция учителя или смех одноклассников) лучше, чем полное равнодушие.
Защита от неудач
Здесь клоунада работает как щит. Представьте: подросток боится не справиться с заданием, показаться глупым или неловким. Гораздо «безопаснее» сорвать урок заранее запланированной шуткой, чем честно попытаться и потерпеть неудачу. Так он защищает свою уязвимую самооценку от реального столкновения с трудностями.
Билет в популярность
В подростковой среде авторитет часто измеряется популярностью. Если нельзя стать первым в учебе или спорте, можно стать «душой компании» — тем, кто всех смешит. Нарушая правила, подросток демонстрирует сверстникам свою смелость и «независимость» от авторитета взрослых, получая таким образом признание одноклассников.
Протест против гиперопеки
Если дома родители контролируют каждый шаг, не дают проявить самостоятельность и постоянно критикуют, школа становится единственным местом, где можно заявить о себе. Демонстративное поведение — это способ компенсировать дефицит свободы и почувствовать себя хозяином своей жизни.
Необходимо помнить, что проявления импульсивности и демонстративности нередко вызваны сложностями прохождения возрастных кризисов либо спецификой функционирования нервной системы. Если шутки носят агрессивный или саморазрушающий характер, стоит проконсультироваться с психологом.
Что делать родителям?
Ключ к решению проблемы — не в запретах, а в понимании ее корней. Наказание за саму «клоунаду» лишь усугубит ситуацию. Что же тогда лучше предпринять родителю?
Серьезный, но спокойный разговор. Не начинайте с обвинений. Скажите: «Я вижу, как ты любишь быть в центре внимания. Расскажи, что тебе это даёт? Что ты чувствуешь в эти моменты?». Ваша цель — не осудить, а услышать.
Анализ окружающей обстановки. Поговорите с учителями по-партнерски. Вместо того чтобы оправдываться или защищать ребёнка, задайте открытые, направленные на анализ вопросы
«Подскажите, пожалуйста, в каких ситуациях его поведение проявляется чаще всего?» Это наводящий вопрос. Ответ на него может выявить триггеры: возможно, это происходит на сложных уроках, где он чувствует неуверенность, или, наоборот, на скучных занятиях, когда ему неинтересно.
«Замечали ли вы, после чего обычно следует такая реакция? Например, перед контрольной, при смене вида деятельности или во время работы в группах?» Этот вопрос помогает увидеть закономерность и связь с тревогой или трудностями в социальном взаимодействии.
«Есть ли уроки или педагоги, где это поведение не проявляется? Что на этих занятиях происходит по-другому?» Это вопрос о ресурсе. Понимание, где и почему все хорошо, часто дает больше полезных идей, чем фокус на проблемах. Возможно, на том уроке царит более доброжелательная атмосфера, используется проектная работа или учитель дает больше позитивной обратной связи.
Честный взгляд на семейную обстановку. Задайте себе трудные вопросы: «Не слишком ли мы контролируем ребёнка? Часто ли хвалим? Видим ли в нем личность, не нарушаем ли её границ? Достаточно ли в наших отношениях тепла и безусловного принятия?»
Направьте энергию в конструктивное русло. Запишите ребёнка в театральную студию, КВН, школу ораторского мастерства. Помогите ему стать не «клоуном», а талантливым юмористом, показывающим свои способности в нужное время и в нужном месте.
Укрепляйте самооценку. Найдите сферу, где ваш подросток может быть успешен без шуток (хобби, спорт, волонтерство). Подчёркивайте его ценность не за достижения, а просто за то, что он есть.
Помните, что наша родительская задача — понять сигнал и помочь найти новый, более здоровый способ быть услышанным и понятым.