Мы много писали о том, что для первоклашки очень важен режим дня. Но этот безусловно полезный совет, скажем прямо, навяз на зубах, и родительское сознание часто его игнорирует. Преподаватели ИПКР МГПУ кандидат психологических наук, доцент Анна Сергеевна Павлова и старший преподаватель Ангелина Валерьевна Миронова, расскажут, как легко решить «режимные» вопросы и какую пользу вы от этого получите.

На сколько ставить будильник?

Если с вечера приготовлены вещи и собран портфель, будить ребёнка нужно за 40-60 минут до выхода. За это время он успеет съесть сытный или сладкий тёплый завтрак (в школе — это второй завтрак, который необходим младшим школьникам), привести себя в порядок и сделать короткую зарядку под музыку.

Если малыш долго просыпается, учтите это. Пусть сигнал будильника прозвучит чуть раньше. С первых минут после пробуждения настраивайте ребёнка на позитив: сядьте рядом, обнимите, пожелайте доброго утра. Возможно, вашему ребёнку поможет проснуться небольшой десерт или маленький сюрприз. Постарайтесь не будить человека насильно, а заинтересовать его.

Во сколько выходить?

Рассчитывайте время так, чтобы оказаться в школе за 10–15 минут до того, как детей поведут в класс. Лучше прогуляться, поговорить или поиграть по дороге, понаблюдать за природой, немного постоять у школы, дать ребёнку время пообщаться с одноклассниками. Утро задаёт настрой на весь день, и если вы вместе с ребёнком проведёте его спокойно и радостно, это снизит уровень тревоги первоклассника. А вот спешка и тем более опоздания придают неуверенности, которой и так много в период адаптации.

Перед тем, как ребёнок присоединится к одноклассникам, пожелайте ему хорошего дня и улыбнитесь. Этим вы здорово его ободрите и покажете, что рады его новому статусу школьника.

Когда делать «домашку»?

Формально в первом классе домашней работы нет, но всё равно ребёнку нужно заниматься прописями, делать поделки, возможно — посещать кружки. Правильнее всего подстроить учебные дела под биологические часы ребёнка. У первоклашек два пика работоспособности: с 09:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Второй пик наступает, если после обеда ребёнок отдохнул: не обязательно это сон, может быть и прогулка, которая позволит встряхнуться после долгих уроков. Прогулка, когда ребёнок бегает, прыгает, лазает, должна занимать не меньше, чем полчаса. Этого времени хватит, чтобы перестроиться и отдохнуть.

Но не стоит откладывать задания на поздний вечер. Уставший малыш будет капризничать и выполнять задания долго или без старания. А вот ранним вечером вполне возможна ситуация успеха и удовольствие, а не мучения, от выполнения заданий.

Время для «домашки» разбивайте на 2-3 периода физкультминутками или другими активными паузами: младшеклассники не могут стабильно трудиться больше 20–25 минут подряд. После перерыва у ребёнка получится выполнить задание лучше.

Как собираться в школу

Собираться лучше всего вечером, сразу после того, как все задания выполнены. Ребёнок может делать это сам. В первое время ему, конечно, понадобится помощь, чтобы ничего не забыть. Но постепенно нужно давать ему всё больше самостоятельности и в конце концов доверить ему сборы полностью.

Как не дать ребёнку подвести себя? Используйте планировщики или трекеры! Есть то, что надо делать ежедневно:

  • проверять, в порядке ли одежда;
  • выбирать нужные учебники и тетради;
  • складывать в портфель школьные принадлежности по списку.

Бывают уроки, на которые нужно принести что-то сверх стандартного комплекта: форму для физкультуры, материалы для технологии, рисования. Когда они нужны, подскажет расписание.

И, конечно, бывают необычные дни, например, праздники. В таких случаях ребёнку можно и помочь (не сделать за него, а вспомнить вместе, что потребуется), но рутинные сборы первоклашка может выполнять сам.

 Как проводить вечера

Время с родителями вечером очень важно для ребёнка. Если у вас несколько детей, постарайтесь побыть с каждым из них, пусть 10-15 минут. И, конечно, здорово сделать что-то всем вместе: выйти на прогулку, почитать интересную всем книгу, собирать большой паззл — семейных занятий много, выберите то, которое вам по душе.

А вот личное время можно потратить на разговоры. Похвалите ребёнка, что у него здорово получается быть первоклассником и соблюдать режим. Мягко поинтересуйтесь делами в школе и кружках. Выслушайте ребёнка. Если он чем-то опечален, не допытывайтесь, это бессмысленно. Просто скажите, что заметили его состояние и готовы поговорить об этом, когда ребёнок того захочет.

Если малыш под вечер плохо себя чувствует, капризничает, отказывается выполнять ваши просьбы, это может говорить о переутомлении. Пересмотрите режим так, чтобы в нём стало больше отдыха, прогулок, физической активности.

Что поможет лечь спать вовремя

Сон — самый важный режимный момент первоклашки. Если все остальные моменты можно варьировать, то укладываться и просыпаться нужно в одно и то же время. И если в выходной можно дать ребёнку поспать немного подольше, то позже засыпать — плохая идея. Сбитый сон приводит к капризам по утрам и быстрому утомлению днём.

Примерно за час до сна заканчиваются активные игры, выключается телевизор, отправляются на зарядку планшет и мобильный телефон. Наступает время расслабляющих занятий. Тёплый душ или купание, чтение любимой книги (да-да, вслух, как маленькому), разговоры с мамой помогут ребёнку уснуть.

Согласно нормам, первоклашке нужно 10 часов сна в сутки. Если ребёнок не отдыхает после обеда, засыпать ему нужно не позже 21:00.

Режим — не ограничение свободы. Это способ убрать из своей жизни и жизни ребёнка перегрузки и избыточную тревогу. И, конечно, его можно и нужно «настраивать» индивидуально: под потребности вашей семьи, занятия и биоритмы ребёнка. Строгим обязан быть только график отхода ко сну, а другие важные дела могут свободно перемещаться внутри отведённых для них рамок. Попробуйте сделать режим дня частью жизни семьи. Поверьте, это удобно.

Оставить комментарий