Воображаемый друг — не редкость у дошкольников и младших школьников. Но часто его появление в жизни ребёнка беспокоит родителей. Они задаются вопросами: все ли в порядке? Нет ли отклонений? Как на это будут реагировать окружающие? Чаще всего воображаемый друг — это норма. Но если вы ищете повода поговорить о дружбе — вот он!  Есть замечательное упражнение, помогающее детям дошкольного и младшего школьного возраста разобраться в теме «Какими могут быть друзья?». Рассказывает Лариса Викторовна Носова, психолог, медиатор, старший преподаватель кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ.

Нам понадобятся вырезанные из цветной бумаги лепестки и крупная сердцевина для ромашки, большой лист, клей. Здорово, если в этом увлекательном упражнении поучаствуют несколько человек (детей и/или взрослых). При этом важно сохранить доброжелательную и безопасную атмосферу, располагающую делиться своими чувствами и мыслями.

Основный смысл упражнение не диагностический — узнать сколько и каких друзей у ребёнка, а психотерапевтический и воспитательный: в разговоре мы разделяем чувства ребёнка, проясняем желания, находим возможности при необходимости изменить ситуацию, показываем перспективы.

Друзей в нашей жизни может быть очень много, и каждый из них занимает определенное место. Давайте нарисуем или напишем имена всех на разноцветных лепестках ромашки. Каждый цвет означает определённую категорию друзей. Каждый лепесток — конкретного друга. Лепестков одного цвета может быть несколько.

На жёлтом лепестке напишите имена или нарисуйте друзей-ровесников. Это одноклассники, соседи, дети родственников или товарищи по кружкам. Дружить со сверстниками непросто: одновременно с тёплым чувством «мы» ребёнок учится удерживать личные интересы и границы, сохраняя свою автономию. Это важный опыт для будущего, и пусть он будет разным, включающим в себя как радость единения, так и прожитые обиды и примирения.

Синий лепесток — для друга-взрослого. Здорово, когда есть взрослый друг — умный, гораздо более опытный. К нему можно обратиться за советом, поделиться своими переживаниями, вместе весело, интересно и с пользой проводить время. Взрослым другом может быть бабушка, тренер, учитель.

На зеленом лепестке напишем имя друга-животного. Поговорите о том, чем дружба с животными отличается от дружбы с людьми? Что с нами происходит в такой дружбе, сколько разных чувств мы проживаем вместе с нашими питомцами? Питомец становится близким существом для ребёнка, он требует заботы и внимания, но и давать может очень многое – принятие, радость, понимание, нахождение рядом всегда, когда это необходимо. И это тоже очень ценно.

На белом лепестке предложите ребенку нарисовать воображаемого друга — героя книги или мультфильма, а может быть, кого-то совсем фантастического. Проговорите с ребёнком о его воображаемом друге. Чем такая дружба отличается от дружбы с реальным человеком? Что самое лучшее в такой дружбе? Выслушав ребёнка, поясните, как важен воображаемый друг, понимающий тебя и находящийся рядом, когда одиноко. Кстати, а когда ваш ребёнок чувствует себя одиноко? Здесь будут уместны вопросы: «Если ты один, означает ли это, что ты одинок?», «Что хорошего может быть, когда ты остаешься один?» Важно донести до ребёнка, что каждый человек иногда чувствует себя одиноким, в этом нет ничего страшного.

Воображаемый друг помогает ребёнку в сложной для него ситуации: разделяет эмоции, исследует мир, закрывает потребности в одобрении и уважении. Если общение с воображаемым другом не приводит к ухудшению отношений с реальными людьми, отказу от дружбы со сверстниками, участия в занятиях и событиях и так далее, то волноваться не стоит. Воображаемый друг — это ресурс, доступный в любое время и помогающий ребёнку прожить сложные для него ситуации.

В нашей жизни постоянно что-то меняется, поэтому не забудьте выбрать цвет для лепестка друга, которого пока нет, но который обязательно появится. На этом лепестке ребёнок напишет: «Мой будущий друг».

Соберите вместе цветок, а в середине ребёнок напишет свое имя. Если ему захочется, можно повесить эту работу на видное место, а через какое-то время — повторить опыт.

Это упражнение — уникальная возможность поговорить о том, как здорово иметь друзей, и друзья могут быть разными. А еще можно познакомиться с новыми людьми и, возможно, они станут нашими лучшими друзьями на долгие годы!

Пусть у ребёнка будут разные друзья вместе с любящими и понимающими родителями!

Полезная литература о воображаемых друзьях

  • Астрид Линдгрен – сказочная трилогия про Малыша и Карлсона
  • Мультфильм «Варежка»
  • Эдвард ван де Фендел, Антон ван Хертбрюгген. «Собачка, которой у Нино не было»
  • Николас Шуфф. «Видимые невидимые друзья»
  • Жизненные навыки. Теория и технология развития и диагностики социальных и личностных компетенций учащихся 1-6 классов. Учебное пособие под редакцией С.В. Кривцовой

Оставить комментарий