Зрение имеет огромное значение для школьника. Процесс обучения — это необходимость читать, писать, работать за компьютером, то есть, активно использовать зрительный анализатор. Но если со зрением появились проблемы? Ребёнок вряд ли сам сможет сообразить, что стал хуже видеть: у него недостаточно опыта. Значит, нужна помощь родителей. Понаблюдайте за ребёнком, когда он играет, пишет, читает. На что обращать внимание, рассказывает Надия Шамильевна Тюрина, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.
Внешние признаки и жалобы
Первое, что обращает на себя внимание — внешние признаки нездоровья. Это может быть:
- регулярное покраснение глаз или век;
- слезотечение;
- нарушение кожных покровов век;
- частые ячмени на веках.
По данным исследований педиатров и офтальмологов, болезни глаз находятся на третьем по распространенности месте в структуре всей заболеваемости детей. В период школьного обучения частота и степень снижения зрения увеличивается в 2-3 раза.
Возможно, ребёнок предъявляет жалобы в процессе визуальной нагрузки на:
- частые головные боли в области лба или висков;
- жжение или зуд глаз после чтения или работы за столом;
- тошноту или головокружение;
- ощущение расплывчатости и нечёткости восприятия после зрительной нагрузки.
Наблюдая за моторикой глаза, можно увидеть, что:
- при чтении голова ребёнка поворачивается за движением текста;
- ребёнку сложно удерживать взгляд на строке, он помогает себе пальцем или указкой;
- при зрительной нагрузке (чтении, письме) концентрация внимания быстро исчерпывается, взгляд уходит со страницы;
- при письме или чтении вслух ребёнок часто пропускает или повторяет графические элементы, буквы, слова;
- ребёнок неточно располагает в пространстве предметы на рисунках.
Не только глаза
Одна из важнейших зрительных функций — бинокулярная фиксация. Это способность одновременно и чётко видеть один и тот же предмет обоими глазами. Мозг объединяет эти два немного разных изображения в единую трёхмерную картинку. Если изображения слишком разные или мозг не справляется со своей задачей по другим причинам,
- ребёнок может жаловаться на двоение в глазах;
- повторах букв в словах;
- пропусках букв, цифр или фраз;
- сильном наклоне головы во время работы за столом;
- смещении цифр в числовых столбцах;
- закрывании одного глаза в процессе изучения предмета, списывания с доски и т.д.;
- постоянные нарушения осанки при работе за столом.
В процессе чтения и письма большое значение имеет сформированная и зрительно-моторная координация руки и глаза. При её нарушениях можно наблюдать:
- потребность в ручном обследовании и взаимодействии с предметом;
- трудности удержания линий и клеток при письме;
- смещение как горизонтальных, так и вертикальных рядов чисел;
- использование руки или пальца, чтобы не потерять место чтения на странице;
- использование другой руки в качестве «разделителя» для управления интервалами и выравниванием на странице;
- трудности формирования пространственных понятий и определение направления движения.
Понаблюдайте за тем, как ребёнок читает, делает уроки. Педагогам важно обращать внимание на то, как ребёнок работает с доской. Если:
- снижается понимание прочитанного;
- наблюдается частое моргание при выполнении заданий за столом, и/или чтении;
- ребёнок располагает книгу близко к глазам или сильно наклоняется к столу;
- увеличивается количество ошибок при списывании с доски в тетрадь или из учебника в тетрадь;
- ребёнок прищуривается, просит подойти поближе чтобы увидеть информацию на доске, трет глаза вовремя или после коротких периодов зрительной нагрузки,
это может указывать на проблемы со стороны зрения.
Крайне редко у ребёнка наблюдается только какой-то один признак. Чаще их несколько. И все они требуют от родителя реакции: чем быстрее ребёнок получит помощь, тем легче ему будет переносить учебную нагрузку, что особенно важно в первых классах школы.
Что делать?
Ответ кажется очевидным: обратиться к врачу. Но есть несколько важных нюансов, а кроме того, вы можете помочь ребёнку прямо сейчас.
- Запишите результаты наблюдения и жалобы ребёнка. Если вам трудно описать жалобы словами или вы опасаетесь что-то упустить, снимите фото или видео.
- Обратитесь к детскому офтальмологу для обследования, изложив результаты наблюдений. Не откладывайте визит, даже если симптомы кажутся незначительными!
- Обсудите с педагогами возможность оптимизации зрительной нагрузки, пока идёт обследование, и снизьте нагрузку дома — в первую очередь за счёт экранного времени и коррекции освещения рабочего места ребёнка.
Задача родителей — не только вовремя решить медицинские проблемы ребёнка. Важно, чтобы ребёнок не скатился в учёбе, не получил ярлыка неуспевающего и невнимательного. Своевременные медицинские и педагогические меры по коррекции проблем со зрением обеспечат поддержку, сохранят здоровье глаз и психики в целом.
