Как ни готовь ребёнка к школе, абсолютно новая среда и изменившиеся отношения могут вызывать у ребёнка дискомфорт. Что делать, если после праздничных первых недель ребёнок начал идти в школу через силу? Поговорить с первым учителем! О чём? Рассказывают Татьяна Викторовна Скребец и Анна Сергеевна ПавловаПавлова, доценты ИПКР МГПУ, кандидаты психологических наук.
Вещи, о которых мы будем говорить, могут показаться очевидными. Но за каждой из них может таиться та самая проблема, из-за которой у ребёнка возникает активное нежелание идти в школу. Первоклашки не всегда могут сказать, что конкретно их пугает или беспокоит, поэтому в разговоре с учителем родителям стоит пройтись по пунктам.
- Как организованы походы в туалет? Детям в туалет бывает нужно часто. Сказываются и эмоции, и физиология. Единственный приемлемый вариант для первого класса — отпускать по первому требованию. Когда приходится терпеть, это не добавляет любви к школе. Это больно, страшно и может оказаться стыдно, а дети не любят прямо о таком говорить.
- За что вы хвалите детей? С советских времён у некоторых педагогов сохраняется привычка ставить детей друг другу в пример. Такое решение кажется естественным: «Просто делай как он, и всё получится». Но для детей это сравнение с другим болезненно. А вот если создавать ситуацию успеха, хвалить ребёнка за его пусть небольшие, но личные достижения, первоклашка будет воодушевлён.
Есть дети, которые сильно переживают, когда в их присутствии хвалят других. Если в разговоре с учителем выяснится, что это — про вашего сына или дочь, стоит побеседовать со школьным психологом.
- Как организованы ответы на уроках? Ещё в саду и на многочисленных активностях для дошкольников детей учат: «Не выкрикивай!», «Сначала подними руку». С этим дети обычно справляются. А вот когда учитель выбирает для ответа именно их, первоклашка может оробеть. Может, именно это и произошло?
- Как организована логистика учеников? У родителей уже есть некоторая информация: они провожают ребёнка в школу, и знают, кто встречает его за турникетом. Если первоклашка ищет дорогу сам, он переживает, что может потеряться, не найти, опоздать… Тревога убивает чувство комфорта в школе. Ребёнок не хочет идти туда, где испытывает это сложное и тяжёлое чувство.
Сделайте первокласснику бейджик с его фамилией, классом и номером кабинета. Тогда малыша, заигравшегося на перемене или забывшего, как дойти до класса из туалета, выручит любой педагог или даже ученик постарше.
- Чем я могу помочь ребёнку адаптироваться в школе? Учитель видит, как ваш первоклашка ведёт себя в школе, а вы знаете только то, что вам рассказывает ребёнок, и целостной картины из этих рассказов составить не получится.
Учитель может снять и вашу тревогу от начала учёбы. Например, в некоторых школах есть практика открытых уроков. Не сразу, конечно: в период адаптации детям не до того. Но вот поговорить с учителем можно всегда.
Не стесняйтесь задавать вопросы и уточнять. Возможно, ваш малыш что-то не так понял, не смог найти нужных слов, чтобы рассказать вам о школьном быте. Может быть, он умело скрыл эмоции, и учитель не получил от него обратную связь. Разговор поможет прояснить ситуацию.
О том, как вести диалог с учителем, расскажем в одной из следующих публикаций.
