«Алиса, включи сказку!» — эта фраза сегодня звучит в тысячах семей. Умные колонки и голосовые ассистенты стали частью повседневной жизни, а для малышей — естественной средой. Поколение дошкольников уже растёт рядом с искусственным интеллектом, воспринимая его как привычный инструмент, а порой и как друга. Что за этим стоит, какие возможности открываются и какие риски могут возникнуть? Рассказывает Юлия Вячеславовна Челышева, доцент ИПКР МГПУ.

Больше, чем просто гаджет

Для взрослых виртуальные ассистенты — это технология, помощник в делах. Для ребёнка 3–6 лет — это «говорящий персонаж», к которому можно обратиться в любой момент.

Ребёнок-дошкольник взаимодействует с искусственным интеллектом в разнообразных формах. Например, слушает сказки и песенки, получает ответы на свои бесконечные «почему?» и «зачем?», играет в «угадай животное» или «считалочки», наконец, просто общается. Такое использование делает искусственный интеллект частью ранней образовательной и культурной среды ребёнка.

Детское воображение и искусственный интеллект: где проходит граница

Чтобы понять, как искусственный интеллект влияет на детей, важно учитывать их возрастные особенности. Дошкольники склонны наделять неживые объекты человеческими качествами. Для них «Алиса» или «Маруся» — не программа, а «волшебный друг».

В дошкольном возрасте происходит наследование норм общения, именно поэтому малыши разговаривают с ассистентом так же, как с людьми. Кроме того, дошкольный возраст — это сенситивный период для развития речи и мышления: именно в этот период формируются основы словаря, логики и эмоциональной сферы. Поэтому искусственный интеллект может стать как стимулом для развития ребёнка, так и источником трудностей.

Что даёт дошкольнику «Алиса»

Взаимодействие с «Алисой» или «Марусей» расширяет словарный запас и стимулирует речь дошкольника. Ассистенты помогают ребёнку считать, запоминать факты, решать простые задачи, что стимулирует развитие когнитивных процессов.

Искусственный интеллект отвечает на вопросы, шутит, играет в загадки — обучение становится увлекательным и происходит в игровой форме.

Ребёнку не нужно ждать взрослого, чтобы найти ответ на вопрос. Для детей с ограниченным кругом общения «Алиса» может быть «собеседником», выполняя тем самым социальную функцию.

Когда технологии мешают развитию

Если дети слишком много взаимодействуют с искусственным интеллектом, происходит подмена живого общения. От этого может пострадать его эмоциональное развитие. Технологии никогда не заменят родителя, педагога или сверстника.

Дети не всегда понимают, что «Алиса» не живая. Это может задерживать осознание различий между реальностью и виртуальностью.

Ассистенты не всегда дают точную или корректную информацию. Ребёнку трудно критически её оценить.

Привычка всё время обращаться к «Алисе» снижает мотивацию думать самостоятельно. К тому же не всегда навыки и ответы ассистента соответствуют возрастным особенностям ребёнка, что вызывает опасность использования неконтролируемого контента.

Ключ к гармонии

Во взаимодействии детей с искусственным интеллектом велика роль родителей. Главное — сопровождать использование искусственного интеллекта. Важно использовать ассистента вместе с ребёнком, а не «вместо себя». Надо научить ребёнка задавать вопросы, вместе с ним обсуждать ответы. Ограничивать время общения с искусственным интеллектом (не более 15–20 минут подряд). Объяснять ребёнку разницу между живыми людьми и «умной колонкой». Подбирать сказки, песни и игры, соответствующие возрасту. Формировать критическое мышление: «Алиса может ошибаться, давай проверим».

Можно с помощью ассистента придумывать задания для всей семьи: «Алиса, загадай загадку нам двоим!». Ребёнок может повторять новые слова, учиться формулировать вопросы. Так же можно создавать познавательные проекты, например, «Алиса, расскажи о динозаврах» — а затем сделать вместе рисунок или коллаж.

На наших глазах формируется поколение, которым первые сказки читала не только мама, но и робот. Для них взаимодействие с технологиями — естественный опыт. Но важно, чтобы этот опыт был гармоничным и не подменял настоящие человеческие отношения.

Оставить комментарий