Как быстро растут дети! Совсем недавно вы везли малыша в садик на саночках, а сейчас готовитесь к выпускному из детского сада и первому звонку. Но готов ли ребёнок к новому этапу? Что делать, если не готов? И как проявляется кризис 7 лет? Объясняет Елена Анатольевна Курганова, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии ИППО МГПУ.
Время учиться?
…Детский сад. Дети носятся на площадке, у каждой маленькой группки — своя игра, и кажется, все ей одинаково увлечены. Но вот воспитатель чуть повышает голос: «Дети, мне надо помочь!». Одни мгновенно переключаются и бегут к воспитателю, а другие, едва обратив на взрослого внимание, возвращаются к игре. Они знают, что правильно было бы помочь, но в этот момент они никак не могут оторваться.
В чём разница между ними?
Тем, кто бежит на помощь, уже не хватает игры, чтобы осваивать окружающий мир. Им по-настоящему интересно помогать взрослым, другим детям, им хочется учиться и осваивать значимое, важное дело. Да и в поведении уже нет этой детской непосредственности, за которую малышам многое прощают.
У дошкольников все эмоции написаны на лице, они прямо показывают, что чувствуют и переживают. Те же дети, которые вступили в кризис семи лет, уже способны не показывать чувства окружающим, если им этого не хочется. Потеря непосредственности — важное проявление кризиса семи лет. Ребенок и рад бы реагировать на разные ситуации проще, но усложнившаяся внутренняя жизнь уже помеха этому.
Просто ещё одна ступень
К семи годам ребёнка у вас есть опыт прохождения уже трёх возрастных кризисов.
Помните, как приглядывались к тонусу только что родившегося малыша, успокаивали его, когда он без перерыва плакал, укрывали, чтобы не замёрз, хотя сами ходили по дому в лёгкой одежде? Это был первый возрастной кризис, он длился 6-8 недель. Новый человек адаптировался к совершенно непривычным условиям, словно космонавт, попавший в невесомость.
А в год? Он вечно убегал, тянул всё в рот, протестовал, плевался пюре из брокколи. А вам было пусть немного, но страшно: как он так бежит с непривычки и падает.
Маму трёхлетки на улице видно сразу. А если она с ребёнком, то очень часто их компанию слышно за версту. Потому что кризис «Я сам» — это не только милые попытки помогать лепить печеньки, но и «Не пойду домой», «Не буду спать», «Не буду слушаться тебя, буду слушаться только папу» и другие не самые приятные проявления растущей самостоятельности.
Во все эти периоды было трудно. Но была и гордость за каждое достижение малыша. Вот и в 7 лет почти так же.
Как узнать школьника?
Увы, вам снова придётся пережить период непослушания, отказа выполнять просьбы и целенаправленного нарушения правил. Правда, причины этого в семь лет уже другие.
Если трёхлетка отстаивал право на самостоятельность, то будущий школьник по-новому осознаёт свою личность. У него появляется внутренняя речь. Способность планировать свои действия приходит на замену импульсивным поступкам. Появляется критичность к себе и своим действиям, осознание эмоций и чувств (и, как следствие, умение их не показывать). И всё это надо опробовать.
Что в результате? Появление внутренних переживаний и их обобщение. И с ними понимание: «Петя лучше меня рисует. Зато я легко могу его обогнать. А Вася умеет плавать. Зато я умею читать».
Малыш-дошкольник радостно включался в любые занятия, а сейчас он вырос и с неохотой берётся за то, что получается не слишком хорошо. Ребёнок учится смотреть на себя со стороны. Он начинает обдумывать свои поступки, и всё реже действует импульсивно. У него уходит детская непосредственность, и вместо неё появляется кривлянье и манерничанье. Выглядит не слишком-то приятно, но что поделать. Это побочный эффект того, что ребёнок учится вести себя произвольно. А произвольность — это важнейшая составляющая готовности ребенка приступить к освоению знаний в условиях школы. При сформированной произвольности будущий ученик способен строить своё поведение и деятельность в соответствии по образцам и правилам, он уже учится контролировать и корректировать свои действия и вести себя не так, как он хочет сам в данный момент, а так, как требуют правила.
Но бывает, что кризис 6–7 лет протекает практически незаметно, и значимых изменений в ребёнке нет, как нет и стремления к новым видам деятельности и к общественно значимой роли. Это указывает, что личностно ребёнок ещё дошкольник, и для успешного освоения учебной деятельности ему может не хватить мотивационной готовности. Такая ситуация свидетельствует о том, что необходимо повременить с поступлением в школу.
Постарайтесь спокойно принимать перемены, происходящие с ребёнком. Это не всегда легко, но ведь и расти непросто!
