Ребёнок с криками и слезами что-то требует в магазине, карабкается с ногами на сидение в автобусе, требует телефон и тут же громко включает какой-нибудь мультфильм, убегает от родителей, отказывается заходить в кабинет врача… Всё это нарушает принятые социальные нормы и доставляет дискомфорт окружающим. Как действовать родителям? Рассказывает Ольга Викторовна Караневская, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.
В чём причины?
У «плохого» поведения ребёнка могут быть разные причины:
- ребёнок не понимает правила,
- у него не хватает возможностей саморегуляции, чтобы следовать правилам,
- не может договориться и объяснить свои потребности,
- привык криком добиваться желаемого,
- устал от громких звуков, резких запахов, непривычной обстановки.
Выход в том, чтобы максимально снизить влияние этих факторов.
Сделайте ситуацию понятной
Малыш не ориентируется во времени. Часто даже части суток он понимает на основании привычных событий его распорядка дня. Поэтому ему сложно ждать, как и любому человеку, который оказался в непонятной для себя ситуации. Ещё сложнее соотносить события и правила поведения в них.
Чтобы помочь ребёнку разобраться, используйте подходящие ориентиры. Например, расскажите (а лучше покажите на картинках) последовательность событий. Их можно использовать как чек-лист: сначала едем на такси в аэропорт, потом отдаём чемодан, чтобы его положили в наш самолёт, потом проходим досмотр… В идеале объяснения должны отвечать на вопрос «зачем».
Говорите просто. Если ребёнок пока строит фразы всего из двух слов, ограничьтесь 4–5 словами в предложении.
Пусть станет интересно!
При поездках, походах в общественные места пригодится «волшебная сумка»: положите в неё то, что скрасит ожидание. Что это будет, зависит от интересов ребёнка и от места, где вы проведёте много времени. Так, мыльные пузыри актуальны на улице, где можно отойти в сторону от людей. А в помещении выручат наклейки и маленькие игрушки.
Дети плохо понимают конструкцию «Не делай того-то»: она не содержит указания к действию. Вместо «Не убегай» скажите: «Иди рядом», вместо «Не кричи» — «Говори тихо». «Не стучи ногами по креслу» — «Посмотри в окно», «Давай поиграем» и так далее.
Придумайте уместные, доступные для ребёнка дела и игры. Вовлекайте его в совместную деятельность, обеспечивайте сопричастность. «Пойдем купим бутылку воды в автомате»! «Давай сходим вымыть руки!» «Посмотрим, как моют пол?». Вокруг много интересных заданий, которые подходят ребёнку по уровню развития. С детьми постарше можно что-то посчитать или найти. Но не предлагайте это слишком часто: малыш может утомиться.
Подстройтесь под режим
Если есть возможность, нужно минимизировать поездки и походы в общественные места, время которых не совпадает с режимом дня ребёнка. Например, приходится на дневной сон, на позднее время. Если поход неизбежен, то продумать, как можно минимизировать дискомфорт для ребёнка. Например, взять с собой перекус или даже коляску, в которой можно подремать.
Не оглядывайтесь на мнение прохожих, которым может казаться, что ваш ребёнок уже большой для коляски. Ваша задача — сделать поездку максимально комфортной и спокойной для ребёнка. Это — ваша забота не только о малыше, но и об окружающих.
Договаривайтесь «на берегу»
Частая ситуация в магазине: ребёнку чего-то хочется, но ему это не покупают. Это приводит к конфликтам. Помогут всё те же принципы: сделать ситуацию понятной и предсказуемой и вовлечь ребёнка в совместную деятельность.
- Перед походом в магазин составьте список покупок.
- Предложите ребёнку внести в него покупку на его выбор (разумеется, то, что готовы купить вы).
- Зафиксируйте договоренность в виде надписей (для взрослого) и рисунка для ребёнка.
- В магазине следуйте списку, отмечая с ребёнком положенное в тележку.
Так, корректируя поведение, вы заодно закладываете основы финансовой грамотностифинансовой грамотностифинансовой грамотности малыша: у него появляется опыт покупок по заранее составленному списку.
Несмотря на все меры, магазин может так и остаться для ребёнка сложным испытанием. В таком случае у вас три варианта действий: не брать ребёнка с собой за покупками, сокращать время визита в магазин (а значит, и список покупок), или изо дня в день следовать плану, объясняя малышу: «Мне тоже хочется купить себе вот эту милую/полезную/вкусную вещь, но я не внесла её в список, и поэтому не покупаю».
Если вы видите, что малыш стал гораздо лучше себя вести в общественных местах, обязательно хвалите его. «Спасибо, ты помог мне купить воду». «Молодец, ты вёл себя как большой!».
Смотрите на ребёнка в перспективе развития: поддерживайте взрослое, просоциальное поведение. Взросление не наступает сразу, но чем более освоены у ребёнка социальные нормы, тем проще ему находить общий язык с другими людьми. Помощь ребёнку в социально сложных ситуациях — это не только способ избежать конфликтной ситуации. Это развитие произвольности, саморегуляции, мышления и речи.

Спасибо за интересную и очень нужную информацию.Все очень очевидно,но чаще нервничаем и переживаем,зависим от мнения окружающих,теряя доверие и здоровье детей.Спасибо автору!