Как научить ребёнка экономить и грамотно распоряжаться финансами? Это долго, сложно, не всегда приятно, но… вполне реально. Опытом делится Ольга Сергеевна Андреева, доцент департамента МПСиГН института гуманитарных наук МГПУ, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности, автор двух книг о деньгах для детей и их родителей и мама взрослых финансово грамотных детей.

Финансовая ответственность: где границы?

В семье у каждого свои задачи.

Взрослые обеспечивают ребёнка. Он должен быть сыт, одет, получать необходимое лечение. У него должно быть всё, необходимое для учёбы. Взрослые не могут сказать ребёнку: «Иди заработай, сам себя накорми или вылечи».

Ребёнок должен учиться и готовиться к самостоятельной жизни после наступления 18 лет.

На современных подростков огромное влияние оказывают массмедиа. В социальных сетях селебрити и представители шоу-бизнеса вкладывают в неокрепшие детские умы идею о том, что жизнь состоит из удовольствия. Надо себя любить и баловать — покупать брендовые вещи, ходить к косметологу и обязательно два раза в год отдыхать на Мальдивах. Никто не рассказывает о том, сколько труда и усилий стоят за красивой картинкой в интернете. Не имея собственного жизненного опыта, подростки слепо верят селебрити.

Людмила К., г. Вологда, двое детей: «Старшая дочь довольно нагло требовала оплаты всех своих «хотелок». Я бы и рада была покупать всё, что она хочет, но финансы не позволяли, так что было только необходимое. И вот выросла девочка, ушла от нас, переполненная амбициями и радужными надеждами. Но жизнь показала, что реально, а что не очень. Ей было сложно, но она приспособилась, научилась считать деньги, зарабатывать их, тратить разумно. И амбиции сильно-сильно умерились».

Подростки требуют у родителей телефон последней модели или пиджак от дорогого бренда. Им нужны статусные и дорогие вещи, чтобы удивить друзей и одноклассников или быть «не хуже», чем они. Они требуют, устраивают скандалы, и… действительно не понимают, почему нельзя «просто купить, и всё».

В такой ситуации взрослые могут показать подростку, как связаны желания, ресурсы и личная ответственность.

С чего начать разговор о деньгах?

Обратите внимание подростка на разницу между желаниями и реальными потребностями, возможностями его личного и общего семейного бюджета. Знает ли он о том, как распределяется бюджет в вашей семье? В курсе ли кредитных, ипотечных обязательств, объёма обязательных трат? Если нет, то откуда ему знать, почему вы не можете купить ему дорогие и не самые необходимые вещи?

Максимальное включение ребёнка в жизнь семьи и обсуждение семейного бюджета, понятные правила и договорённости по финансовым вопросам, границы и внутренняя устойчивость взрослых, когда ребёнок просит о покупке вещи, которая не запланирована бюджетом, — только это может служить гарантией, что со временем разовьётся навык грамотного распоряжения денежными средствами.

Начните объяснение системы личных финансов с того, как формируется бюджет. О том, что важны реалистичные прогнозы и поставленные финансовые цели. О том, что без цели деньги «утекут сквозь пальцы». Этих знаний уже хватит, чтобы перейти к практике.

Главное — научить подростка контролю и оптимизации финансов. Учёт доходов и расходов во взрослой жизни повышает её уровень, не даёт скатиться в долги и, в конечном счёте, позволяет добиться финансовой свободы.

Практика «Как подростку вести личный бюджет»

Для поколения Z важна визуализация. Поэтому на помощь вам придут графики. Можно сделать их с помощью компьютера, нарисовать — главное, чтобы самому подростку было понятно, что, где и как изображено.

Первая часть — доходы. Сколько у подростка денег? Сколько он получает в неделю или за месяц карманных денег? Есть ли у него другие доходы? Каковы поступления от них?

Вторая часть — необходимые расходы, сначала на неделю, потом на месяц. Это могут быть не только перекусы и проезд, но и, например, канцелярские принадлежности для школы, если ваш подросток психологически готов нести ответственность за одну-две зоны своей жизни.

Если после подсчёта доходов и расходов подросток понял, что у него остаются свободные денежные средства, их стоит начать откладывать на то, что ему очень хочется. Видеоигры, музыка или что-то ещё — неважно. На этом этапе главное — небольшая, достижимая финансовая цель.

Теперь у подростка три пути: терпеливо ждать, оставаясь в рамках бюджета, больше зарабатывать или меньше тратить.

Как это сделать? Предложите подростку:

  • записывать все свои покупки (это поможет увидеть необязательные расходы и посчитать, сколько денег потрачено зря);
  • действовать по принципу «отложенного интереса» (когда сильно захотелось купить новые наушники или модный аксессуар, отложить покупку на два-три дня. За это время эмоции улягутся, что поможет принять взвешенное решение);
  • откладывать 10% от каждого поступления, например, карманных денег. За раз получится небольшая сумма, но это уже первые сбережения, которые приближают финансовую цель.

Если подросток пробовал зарабатывать сам, помогите ему подсчитать стоимость вожделенной покупки в человекочасах. Представить (или нарисовать), сколько времени нужно работать, чтобы купить ещё один комплект «крутых колонок». Такая мысль делает предстоящие затраты намного менее приятными. Да и мысль проанализировать цены в нескольких магазинах, прежде чем купить понравившуюся вещь, приходит ребёнку как бы сама собой.

В контроле за финансами подростку поможет банковская карта. У большинства подростков уже в 11–12 лет есть своя дебетовая карта, а с 14 лет ребёнок может оформить её сам. Помогите ребёнку установить из доверенного источника приложение — мобильный банк. Тогда, расплачиваясь картой, он сможет видеть все свои траты, следить за расходами и планировать покупки в личном кабинете.

Ещё мобильный банк позволяет создать отдельный счёт-копилку, с которым откладывать деньги будет проще.

А если у него не выйдет?

Конечно, школьники не готовы взять на себя всю ответственность за грамотное расходование средств. Но посильные задачи они выполнять могут. Ошибки будут, конечно. Но цена их в этом возрасте невелика.

Боитесь, что ребёнок наделает долгов? Это маловероятно. По результатам общероссийских опросов, большинство подростков 13–17 лет стараются не занимать деньги без острой необходимости. К экстренным случаям они относят такие:

  • забыл деньги дома,
  • хотел приобрести товар по низкой цене,
  • поссорился с родителями и перестал получать карманные деньги,
  • из-за необдуманных трат в начале месяца не хватает денег на проезд и питание.

Подростки наслышаны о страшных случаях, когда долги «выбивают», «ставят на счётчик». Они не любят рисковать, не хотят сложно решаемых проблем и в целом достаточно осторожны.

Если ребёнок не понимает чего-то, живя в семье, это не значит, что ваши труды напрасны. Он привыкает к определённым моделям поведения. На вашем примере (возможно, даже незаметно для себя) он учится считать деньги, впитывает в себя простые правила экономии. Когда ребёнок начнёт жить один, все эти навыки, которые вы с таким трудом вкладывали в него, помогут ему жить достойно и с умом распоряжаться деньгами.

Задача родителей — показать детям связь между замыслом (финансовой целью) и средством его реализации (деньгами), между возможностями, которые они могут использовать, и ответственностью за полученный результат. Таким образом у старших подростков появится шанс выйти во взрослую жизнь подготовленными, осознающими свою «область контроля».

Оставить комментарий