Каждый родитель внимательно следит за развитием своего ребёнка. Речь — один из важных параметров этого наблюдения. На что же надо обращать внимание, чтобы не пропустить нарушений речевого развития? И когда нужен «запуск речи»? Рассказывает Виктория Евгеньевна Черешнева, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.
Что должно настораживать: с 1 до 2,5 лет
Чем раньше вы заметите у малыша задержку речевого развития и обратитесь за помощью, тем легче и быстрее он «догонит» норму. Первые предупреждающие «звоночки» таковы:
- к концу первого года жизни малыш не произносит свои первые слова;
- в 1,5 года в словаре ребёнка меньше 25-30 слов;
- к двум годам нет простых предложений из двух слов;
- в 2 года ребёнок не понимает просьбу взрослого, простую инструкцию (например, «Возьми мяч и отдай его папе»);
- в 2,5 года речь ребёнка понятна только маме, он не стремится общаться ни со взрослыми, ни с детьми.
Всё это — веская причина забыть, что логопед, якобы, не нужен ребёнку до 3 лет (это неправда!) и начать искать причину задержки развития речи.
Что делать?
Обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, сурдологу, логопеду:
- невролог оценит зрелость нервной системы ребёнка и ее влияние на формирование речи;
- сурдолог проверит слух: если он снижен, это может быть причиной нарушения речевого развития;
- логопед проанализирует заключения коллег, исследует речевой статус малыша и подберет вариант стимуляции речевого развития — займётся «запуском речи».
«Запуск речи» — это специальные методики, которые развивают навыки коммуникации. Универсальной методики не существует: у каждого ребёнка свои особенности и свой путь к хорошей речи. Поэтому очень важно подобрать те приёмы, которые подойдут именно вашему малышу.
Как «запускают» речь?
Сначала специалист установит контакт с ребёнком, найдёт с ним общий язык и определит интересные для него дела. Он будет играть с ребёнком, поощряя его за любые речевые реакции. Логопед будет радоваться любым признакам речи, но не станет требовать их!
Не удивляйтесь, если вы увидите, как логопед танцует с вашим малышом или играет в подвижные игры. Специалист добивается, чтобы ребёнок привык ему подражать. Это — определяющий момент дальнейшей работы.
На занятиях обязательно будут игры на развитие зрительного и слухового внимания. Например, карточки с картинками или кубики с буквами, звучащие игрушки, предметы или даже музыкальные инструменты.
Речь развивается в тесном контакте с другими психическими процессами. Малыш познакомится с геометрическими формами, научится складывать целое из деталей и узнавать предметы на ощупь.
Важна и техническая сторона речи. Для её развития делают дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это специальные упражнения, которые помогают развить речевой выдох и укрепить язык и губы. Малышу предлагают улыбаться, делать губы трубочкой, высовывать язык, дуть в свистки, надувать мыльные пузыри.
Домашняя работа
Развитие речи ребёнка — командная работа. С логопедом малыш встречается пару раз в неделю, а с вами он в постоянном контакте. Именно вы будете закреплять всё, чему ребёнок научился, и во многом от вас зависит прогресс.
Не стесняйтесь задавать вопросы специалисту, говорить о том, что вы чего-то не поняли. Ваша помощь для ребёнка сейчас бесценна. А ещё — не бойтесь. Под руководством логопеда всё у вас и вашего малыша получится.
Немного о профилактике
Будьте в контакте с ребёнком, начиная с первых дней его жизни. Не игнорируйте его реакций: плач, гуление, лепет — это ведь тоже общение. Читайте малышу сказки и стихотворения. Пойте простые детские песенки. Сопровождайте обычные дела потешками. Задавайте вопросы. Рассказывайте обо всём, что окружает. Всё это важно не только в процессе «запуска речи», но и для развития детей без речевых трудностей. И ещё. Помните: ваша речь должна быть плавной и понятной. Только так маленький слушатель успеет её усвоить.
